- Насколько мы продвинулись во внешней политике за прошлый год? Есть плюсы?
- В качестве основных положительных моментов я бы прежде всего назвал присвоение России статуса страны с рыночной экономикой в Соединенных Штатах и в Европейском Союзе, а также решение о трансформации полноценной «семерки» в «восьмерку», которое было принято в Кананаскисе. Плюс к этому - заключение договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов в мае, хотя в начале года казалось, что никаких больше соглашений в этом направлении не будет. Позитивно -создание «двадцатки» в НАТО, принятие все-таки согласованной резолюции по Ираку, несмотря на опять же имевшиеся планы односторонних американских действий. В целом, я считаю, Россия укрепила свои международные позиции.
-А с точки зрения СНГ?
- Здесь я, откровенно говоря, не видел никаких серьезных подвижек. Были разнонаправленные тенденции. С Белоруссией были отливы и приливы, с Украиной, скорее, позитивная динамика, с Грузией, скорее, отрицательная, которая выправилась только под конец года. С другой стороны имело место обострение с Туркменией. Общий вывод по СНГ, наверное, такой: ничего серьезного не происходило, а баланс плюсов и минусов был примерно равен с небольшим перевесов в плюс.
- Нельзя сказать, что за этот год СНГ как бы укрепилось что ли?
-Нет, сильно не укрепилось.
- А что не удалось?
- Я считаю, что неудачей российской внешней политики был выход США из договора по ПРО. У нас, собственно, не было причин поддерживать это решение, как у нас не было причин поддерживать расширение НАТО. Конечно, это не прямая угроза российской безопасности, но это создание системы европейской безопасности без нас. Я имею в виду расширение НАТО.
В минус, я считаю, попал Калининград, потому что на самом деле решение могло бы быть - либо никакой визы, либо уж так, как Путин настаивал на облегченных процедурах получения шенгенской визы, потому что тогда можно было бы путешествовать по всей Европе. А у нас получился такой промежуточный ущербный вариант: надо получать все равно визу, но именно транзитную через Литву, что на самом деле неинтересно. К минусам я бы отнес обострение российско-грузинских отношений.
- Наша доля вины здесь есть?
-Не важно, чья доля вины больше. Отношения обострились, и это плохо. Я не думаю, что большая наша доля вины в том, что США вышли из договора по ПРО, но, тем не менее, это не благоприятное развитие ситуации. Ну, и я думаю, что мы не все сделали для того, чтобы защитить интересы наших компаний в Ираке.
- А на что в первую очередь предстоит нам в будущем году? Наиболее главные проблемы?
-В будущем году главные проблемы у нас будут связаны с Ираком и с последствиями военной операции против Ирака - с закреплением своих позиций в Ираке уже постсаддамовском. Острой обещает быть ситуация вокруг Северной Кореи, если по-прежнему Ким Чен Ир будет заниматься ядерным шантажом. Я не исключаю, что американцы могут нанести удар. Хотя у нас все очень скептически к этому относятся, но я считаю, что могут. Есть проблема, связанная с расширением Европейского Союза, потому что уже принято решение о введении в будущем году во многих восточно-европейских странах нормы Евросоюза. И это связано не только с визовыми режимами, но и с новыми таможенными, транзитными правилами и т. д. Возможно в странах Восточной Европы уже будут пробовать какие-то антидемпинговые процедуры, которых раньше не было никогда. Этот комплекс проблем будет для нас наиболее болезненным.