Американские и российские экономические интересы и интересы безопасности находятся под прицелом связанных с движением "Аль-Каида" чеченских боевиков. Эти интересы подверглись серьезной опасности после захвата заложников в Москве в октябре этого года. На кону стоит будущее энергетических проектов, безопасности оружия массового поражения, ядерных реакторов, евразийских нефтепроводов, танкерных перевозок в регионе, американских инвестиций в российские и каспийские нефтяные месторождения, а также гражданских авиаперевозок. В конце концов, чеченцы отлично владеют переносными зенитно-ракетными комплексами "Стрела", которыми они сбивают российские военные вертолеты, и ничего им не сможет помешать, если они решат подвергнуть обстрелу российские и западные гражданские самолеты, как это сделали недавно боевики "Аль-Каиды", попытавшись сбить в Кении израильский самолет, заполненный туристами.
Масштаб и жестокость события напоминают захват большого количества заложников чеченскими боевиками в Буденновске и Первомайске во время первой чеченской войны. В ходе недавней поездки по Европе президент Владимир Путин отпускал резкие шутки об обрезании и кастрации тех, кто обеспокоен соблюдением прав человека в Чечне. Однако в действительности нет ничего смешного в последствиях захвата заложников, которые заключаются в гибели 120 человек, преимущественно от передозировки "несмертельного" газа, использовавшегося спецслужбами для обезвреживания террористов.
В будущем обе стороны, скорее всего, будут наращивать применение силы, в том числе и действовать против невинного гражданского населения. Список мишеней чеченцев стал более опасным. "Вице-президент" Чечни, бывший влиятельный полевой командир Ахмад Закаев, арестованный в Дании, а позднее и в Великобритании, предупредил, что следующая операция может затронуть ядерный реактор, а "Аль-Каида" рассматривает возможность проведения подобной операции в Соединенных Штатах. Президент Аслан Масхадов заявил, что подобные акции будут продолжаться, если не начнутся мирные переговоры.
Президент Владимир Путин предупредил, что чеченцы могут использовать оружие, сравнимое с оружием массового поражения, и намекнул на то, что Россия может ответить соответствующим образом. Пересмотр российской военной доктрины касательно Чечни уже осуществляется. Очевидно, что ни регулярная армия, ни войска министерства внутренних дел, ни спецслужбы не могут обеспечить быстрое военное решение конфликта, в то время как руководство исключило возможность политического урегулирования, по крайней мере на нынешний момент.
Профессор Стивен Бланк (Stephen Blank) из Военного колледжа американских вооруженных сил написал недавно, что применение Россией сильнодействующего газа (хотя и не являющегося запрещенным химическим оружием) - так же как и угрозы чеченцев использовать грязную бомбу и химическое оружие - могут подготовить для чеченцев и для русских почву для использования оружия массового поражения в будущем. Высокопоставленный российский чиновник в ядерной сфере, глава Госатомнадзора Юрий Вишневский объявил недавно, что с российских ядерных предприятий пропало некоторое количество оружейного плутония и реакторного ядерного топлива. Оно могло попасть в руки чеченцев, либо в руки международных террористов.
В последние несколько недель в средствах массовой информации появилось много сообщений о пропаже цезия-137 и стронция-90, а также более распространенных урана и плутония. По мнению бывшего помощника министра энергетики США по вопросам нераспространения ядерного оружия и материалов Роуз Готтемюллер (Rose Gottemoeller), ныне ведущего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, чеченцы скорее всего используют грязную бомбу, а не ядерную боеголовку или миниатюрное ядерное взрывное устройство. Чеченские исламские боевики также могут передать подобные устройства или материалы для их изготовления "Аль-Каиде". Грязная бомба, взорванная на нефтяном месторождении, может воспрепятствовать его использованию сотни, если не тысячи лет.
Неспособность России предотвратить террористические акции или нейтрализовать их вдохновителей поднимает вопросы об эффективности российских спецслужб. Российские эксперты в области безопасности серьезно озабочены плохой работой ФСБ, которая не смогла предотвратить проникновение 40-50 чеченских боевиков со 100 килограммами взрывчатки в Москву.
Второе лицо в "Аль-Каиде" Айман Аль-Завахири (Ayman Al Zawahiri) предупредил недавно, что экономические интересы Запада и Соединенных Штатов находятся под прицелом этого движения. Многие представители арабских государств Персидского залива негативно относятся к растущей добыче нефти в России и на каспийских нефтяных месторождениях, в том числе в Азербайджане и Казахстане. Эти круги были бы рады дестабилизировать Россию и страны каспийского бассейна, которые считаются альтернативным, хотя и более скромным, источником нефти для мирового рынка.
Примеры акций по нарушению нефтеперевозок для "Аль-Каиды" уже есть. 6 октября небольшой катер, загруженный примерно 1000 фунтов (около 500 кг - прим. пер.) мощных взрывчатых веществ, протаранил у побережья Йемена французский супертанкер "Лимбург", перевозящий 390 000 тонн саудовской нефти. Вашингтонские эксперты и руководители нефтяных компаний опасаются террористических акций против нефтепроводов Тенгиз-Новороссийск и Баку-Новороссийск, против портов в городах Новороссийск, Туапсе и Супса на Черном море, или против строящегося в настоящее время нефтепровода Баку-Джейхан.
Вопрос о том, смогут ли государства региона обеспечить полную безопасность для того, чтобы экономическое развитие региона не стопорилось, остается открытым.