Они вошли в историю как величайшие любовники, драматурги и композиторы. Поэтому известие о том, что у Казановы был тройной подбородок, у Шекспира сальные волосы, а Моцарт так вообще мог похвастаться пристальным взглядом наркомана, повергло мир в шок.
Но именно так звучит вердикт германских ученых криминалистов, которые сделали фотороботы выдающихся людей, как если бы те на самом деле были современными преступниками.
Результаты их исследований не укладываются в привычные рамки. Так, например, Шекспир похож на скользкого типа, ошивающегося вечером на автобусной остановке, Джакомо Казанова мало отличается от страхового агента, пережившего кризис в середине жизненного пути, а вот Вольфганг Амадей Моцарт вообще похож на человека, только что отведавшего яд (именно этого он и опасался при жизни).
Известные писатели Фридрих Шиллер, Готтхольд Эфраим Лессинг (XVIII век) и Жан -Батист Мольер (XVII век) тоже были удостоены чести попасть в галерею знаменитых «преступников», презентация которой прошла в Колони.
Для своих изысканий криминологи использовали компьютерную систему Isis, интерактивную систему для идентификации преступников, которой обычно требуется около часа на создание фоторобота по показаниям свидетелей.
Организаторы экспозиции, которая называется «Гении без иллюзий», надеются, что она поможет сократить бездну, лежащую между светилами культуры и обычными людьми.
«Наша цель низвести кумиров с пьедесталов и стереть с них лишний глянец», - говорит профессор Элмар Бак (Elmar Buck), директор театрального архива в Cologne University, предоставившего современные портреты великих людей. - Я не хочу, чтобы люди думали, что Моцарт при жизни был именно таким. Мы просто хотим показать, как он мог выглядеть, если бы жил сейчас.
Здесь все же стоит отметить, что портрет Моцарта считается, по крайней мере, достаточно точным. При его создании учитывались болезни, которыми он болел, и воспоминания его современников, не считая имевшегося в распоряжении исследователей слепка с черепа великого композитора. Мало того, для пущей точности был использован портрет Моцарта, который, согласно мнению экспертов, очень близок к оригиналу.
Профессор Бак задумал выставку «Гении без иллюзий» во время своего визита в Нью-Йорк в 1991 году, в двухсотлетнюю годовщину смерти Моцарта. «Меня взволновало, что у нас до сих пор нет его реалистического изображения, - вспоминает он, - поэтому я и попросил своих сотрудников свести имеющиеся изображения воедино. Результат оказался более чем впечатляющим».
Ученые считают, что Моцарт, умерший в возрасте 35 лет, был человеком небольшого роста, в детстве страдавшим рахитом. Позднее жизнь великого композитора отравлял уже ревматизм.
Тем не менее, мысль о том, что Моцарт скорее походил на гангстера мелкой руки, нежели на розовощекого парня в напудренном парике (именно таким он был изображен в фильме «Амадеус, 1996), взбесила его почитателей, часть которых выразила свой протест в письменной форме.
По мнению Норберта Унгера (Norbert Unger), начальника федеральной полиции, в данном случае речь идет не об «идентификации, а о искусстве».