- Михаил Леонтьевич! Как известно, ключевым содержанием российской внешней политики является создание максимально благоприятных и безопасных внешних условий для устойчивого социально-экономического развития страны, улучшения жизни российских граждан. Удалось ли выполнить эту задачу в 2002 году? Если да, то в какой степени?
- Удалось, но лишь отчасти. К сожалению, об успешном решении этой задачи говорить пока еще рано. Скорее существует потенциальная тенденция ее реализации, но реализована она может быть лишь в том случае, если сама Россия к этому будет готова, как говорится, откроется для восприятия этого шанса. Пока же наша страна к этому не очень готова.
- В чем проявляется такая неготовность?
- С одной стороны, президент провозглашает весьма взвешенный подход, то есть равноценность западного и восточного направлений внешнеполитического курса. С другой - такой заявленный президентом подход не обеспечивается реальными действиями в экономике. Это, в частности, проявляется в реализации стратегии развития районов Сибири и Дальнего Востока. Несовершенство нашей законодательной базы, совершенно запутанная и абсолютно непонятная нашим иностранным гостям, нашим иностранным партнерам налоговая система и вся система законодательства, отсутствие надежных гарантий безопасности иностранного бизнеса в России. Когда иностранный бизнес попадает в Россию, первое, что с ним делают в нашей стране - обирают до нитки всеми возможными поборами - налогами, законными и незаконными. То есть в России не создан благоприятный инвестиционный климат. Это самая главная помеха для развития взаимодействия в экономике.
Позитивно, безусловно, то, что в ходе визитов президента России Владимира Путина в Китай и Индию, переговоров с другими иностранными деятелями, в ходе предстоящей в январе встречи с японским премьер-министром вырабатывалась и вырабатывается сейчас целостная система взаимодействия. Уже подписаны и планируются к подписанию большое число долгосрочных проектов, реализация которых могла бы серьезно повысить экономическую роль России как фактора развития и соразвития этого региона. Но все это движется и развивается крайне медленно. Начнем с того, что доля России во внешнеторговом обороте азиатских стран колеблется в районе 1%. Но с другой стороны, доля азиатских стран в российском экспорте составляет 15%. Вот такой дисбаланс существует в нашем экономическом присутствии. Интерес к нам в какой-то мере есть, но как к стране развивающейся. В АТР знают, что Россия может поставлять необработанное сырье - спиленный кругляк, сырую нефть, необработанные руды, металлолом. То есть, нас знают как страну третьего мира. В то время как наши современные заводы, которые могли бы осуществлять переработку той же древесины, той же нефти, того же металла, загружены далеко не полностью или вообще простаивают. Мы за бесценок вывозим сырье и создаем рабочие места в других странах, а у себя создаем дефицит рабочей силы. И сами формируем у наших партнеров в Азии представление о нас как о развивающейся стране. А потом обижаемся, когда наши партнеры начинают смотреть на нас как на сырьевой придаток.
- Чего удалось достигнуть в политическом плане?
- В политическом плане истекший год был, конечно, важным для продвижения внешней политики России на азиатском направлении. И здесь, как говорится, первая рука, конечно, принадлежит нашему президенту, во-вторых - нашему министерству иностранных дел. Президент совершил очень важные в стратегическом плане визиты в Китай и в Индию. Были очень важные встречи на высоком уровне в рамках АТЭС. Так что в этом плане у нас есть явные продвижения и конкретные результаты.
Конкретным содержанием было наполнено стратегическое партнерство России с Китаем. У нас заметно оживился внешнеторговый оборот. Завершаем год на отметке 12 млрд. долларов. Рост почти на 40%. Это в открытой торговле. А если считать еще и "серую зону", которая трудно поддается учету таможенных служб, то общий объем торговли между Россией и Китаем превышает отметку в 20 с лишним млрд. долларов. Весьма позитивно то, что крупный российский бизнес в лице наших олигархов, которые прежде смотрели только на Запад, стал разворачиваться лицом на Восток.
- С чем связана такая переориентация российских олигархов?
- С тем, что на Западе им далеко не везде удается продвигаться. Конкуренция на европейско-американском рынке очень жесткая. Масса всяких преград ставится перед нашим бизнесом, и поэтому они поворачиваются на азиатское направление. И такая крупная российская корпорация, как «ЮКОС», активно откликнулась на призыв правительства и включилась в реализацию проекта строительства крупнейшего нефтепровода. Успешно идет строительство атомной электростанции в Тяньване, недалеко от Шанхая. Ведутся конкретные переговоры по вопросу о стыковке транскорейской железнодорожной магистрали с российским Транссибом.
- Кстати, этот проект может оказать какое-то позитивное влияние на развитие общей ситуации на Корейском полуострове?
- Безусловно. Но пока северокорейцев США загоняют в угол. Все эти резкие заявления Пхеньяна ведь прежде всего связаны с тем, что Соединенные Штаты Америки, Южная Корея и Япония не выполнили своих обязательств по договоренностям, которые были достигнуты в 1992 году. Ни одно обязательство ими не выполнено! Уже должна была вступить в строй атомная электростанция на легкой воде - а на деле заложен лишь первый кирпич под эту электростанцию. Они должны были поставлять мазут - некоторое время поставляли, а затем прекратили. Вместо этого Вашингтон объявил КНДР страной оси зла и т.д.
- Если какие-то успехи на других направлениях?
- Я хотел бы подчеркнуть еще один момент, как позитивный сдвиг в российской внешней политике. Это - начало процесса инститаулизации Шанхайской организации сотрудничества. Здесь тоже достигли значительных успехов и здесь роль нашего президента была инициативной и очень конструктивной. Идет формирование секретариата этой организации, который будет работать в Пекине, а также антитеррористического центра в Бишкеке. Обсуждаются вопросы о широте компетенции этой организации, то есть не только об антитеррористической и экономической составляющих ее деятельности, но и, если хотите, о военной взаимопомощи. Пока решение этой проблемы находится на стадии общих дискуссий, но подчеркну, что встречи министров не только иностранных дел, но и министров обороны уже имели место. Консультации продолжаются, это важно. При должном внимании к налаживанию работы ШОС, у этой организации есть очень неплохие перспективы. Об этом свидетельствует заинтересованность Индии и даже США в налаживании взаимодействия с ШОС.
- Как обстояли дела на российско-японском направлении?
- Практически, топчемся на месте. К сожалению. И о перспективах говорить трудно, потому что действия японской стороны идут по схеме : шаг вперед, два шага назад. Во времена Хасимото, Обути и Мори японская сторона делала шаги вперед, а затем с приходом к власти Коидзуми было сделано назад сразу три шага. Представьте себе: глава российского МИД ведет в Токио переговоры с премьер-министром, а вокруг его резиденции в это время кольцо крикунов. Кричат: «Верните нам северные территории!». Затем сам премьер-министр демонстративно устраивает встречу с представителями агрессивно настроенных организаций на острове Хоккайдо, выступающих за безоговорочную капитуляцию России по вопросу о так называемых «северных территориях». Такое попустительство, допускаемое японским правительством, придает двусмысленный характер официальным заявлениям Токио о готовности развивать добрососедские отношения с Россией.
- Михаил Леонтьевич, Вы известны как активный сторонник развития взаимодействия России в рамках АТЭС, а также с АСЕАН. Что происходило на этих направлениях?
- Российский президент, совершая поездки и на Запад, и на Восток, все же подкорректировал однобокую, западную ориентацию нашей политики. Еще несколько лет назад мы с осторожностью говорили о возможности подключении России к асеановским структурам. Сейчас же Россия, во-первых, активно участвует в Асеановском региональном форуме по вопросам безопасности. Во-вторых, в совместном российско-китайском коммюнике, подписанном Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем, записан пункт о целесообразности активного подключения России к интеграционным процессам стран Восточной Азии и АСЕАН. О чем идет речь? О том, что уже в процессе институализации находится сотрудничество в формате АСЕАН плюс «три», то есть: АСЕАН + Китай +Япония + Южная Корея. Китайцы выразили фактическую поддержку идее подключения, по возможности, к этому формату и России. Это очень важный момент. Второе. Россия, заявляя о том, что она является не только европейской, но и азиатской державой, до сих пор не является членом Азиатского банка, она до сих пор не участвует в различных других региональных организациях, не участвует в Олимпийских азиатских играх. Даже в диалоге «Азия-Европа» Россия не участвует. Европейцы нам говорят: вы не члены ЕС, поэтому вам участвовать здесь вроде и не пристало. Вроде, вы азиатская страна, вот пусть азиаты вас и рекомендуют. А азиаты говорят: так простите, вы же себя считаете европейской державой, вы же в мировую цивилизацию через Европу рветесь. Короче говоря, мы оказались заложниками собственной ложной концепции. Поэтому сейчас стоит задача утверждения в общественном мнении реальной геополитической ситуации, реального адекватного геополитического восприятия России как великой и европейской, и азиатской державы. Об этом в своих выступлениях неоднократно говорил президент. Такую же линию мы активно отрабатывали и в рамках АТЭС.