Несмотря на выдающиеся достижения, великий Микеланджело (1475-1564) жил в атмосфере разочарования и неуверенности в собственных силах, об этом свидетельствуют материалы недавнего исследования его рукописного наследия.
Грациелла Магерини (Graziella Magherini), итальянский психоаналитик, в своем исследовании опиралась на богатое эпистолярное наследие, дневниковые записи, стихи и рисунки великого Микеланджело.
Она пришла к выводу, что две крупные творческие неудачи превратили его из самоуверенного оптимиста в человека, подавленного «растущим чувством творческой неполноценности».
Первый крупный проект так никогда и не был завершен, хотя художник работал над ним 40 лет (надгробие для усыпальницы папы Юлия - прим. пер.), второй же так и не был осуществлен (фасад здания церкви святого Лоренцо - прим. пер.). Неудачи с первым проектом стали преследовать великого художника после того, как он, проведя восемь месяцев в Карраре в поисках совершенного мрамора, вернулся в Рим и обнаружил, что у папы Римского нет ни денег, ни интереса, необходимых для завершения проекта.
Спустя четыре года после смерти папы Юлия (1513) Микеланджело пришлось маневрировать: с одной стороны, его преследовали родственники папы, требовавшие закончить надгробие умершего Понтифика, с другой стороны, новые Понтифики (имеются в виду Лев X и Пий X - прим. пер.) требовали прекращения работ.
Фасад здания церкви святого Лоренцо Микеланджело заказал сразу после своего восшествия на папский престол Джованни Медичи (он стал папой Львом X). Микеланджело потратил годы, чтобы создать, как он уверял самого папу, «самое прекрасное произведение искусства во всей Италии». В конце концов, Лев X забраковал его работу.
Микеланджело назвал решение папы «чудовищным оскорблением», посвятив размышлениям, связанным с решением папы большой пассаж.
Профессор Магерини пишет по этому поводу: «после этого мировоззрение Микеланджело изменилось, его прежнее героическое мироощущение уступило место трагическому».
«Его рукописное наследие свидетельствует о глубоком изменении самооценки. Если прежде Микеланджело мог успешно сотрудничать в папой Юлием, то после трагической трансформации его охватило мощное чувство творческой неполноценности».