Для России на мировой арене этот год во многом можно назвать промежуточным. Поскольку те результаты, которых удалось добиться в этом году, так же носят в основном незаконченный характер. Наиболее острая проблема этого года - ситуация вокруг Ирака. Если подходить с формальной точки зрения, то, безусловно, на этом направлении удалось добиться серьезного успеха - избежать войны. Но в этом случае встает вопрос, насколько отвратительной является общемировая ситуация, когда приходиться радоваться тому, что хотя бы в этом году война не началась. Впрочем, это следствия «осмысления» одной супердержавы последствий прошлогодних терактов. Осмысления, мягко говоря, не наполненного глубоким смыслом, скорее, большим, но очень смутным желанием чего-то - то ли отстрелять всех тех, кто не нравится, то ли навести порядок, то ли оградиться от всех забором и накрыться зонтиком.
Тем не менее, ситуация вокруг Ирака вполне может претендовать на звание темы номер один в международных отношениях 2002 года. Главным событием в этой ситуации, безусловно, стало принятие резолюции СБ ООН 1441, которая, во-первых, дала возможность избежать войны, а во-вторых - возобновить международные инспекции по проверке военных программ Ирака. Нельзя не отметить в этой связи действительно существенную, если не ведущую роль России, которая при поддержке Франции, Китая, арабских стран, многих европейских государств, до последнего жестко стояла на своих позициях и убедила-таки и Ирак, и США все-таки выйти на компромиссное решение, сохранившее, по крайней мере в этом году, мир в Персидском заливе. Впрочем, к сожалению приходится констатировать, что мир этот очень хрупок, и начало 2003 года может стать началом войны. Как бы то ни было, здесь можно выставить российской дипломатии высокие оценки.
Есть от чего порадоваться и в отношениях с НАТО, хотя радость эта с привкусом горечи. Создан Совет Россия-НАТО, где каждая из стран, в том числе и Россия, имеет равноправный голос. Уже есть и первые практические результаты, но самое главное, что удалось серьезно, хотя и не док конца решить проблему недоверия, существующую в отношениях между Москвой и Североатлантическим альянсом. В новом качестве стороны намерены решать стоящие перед ним практически одинаковые задачи, одна из главнейших среди них - борьба с международным терроризмом. Но, к сожалению. Все это происходит на фоне дальнейшего расширения НАТО и приглашения в военный блок бывших республик СССР - Латвии, Литвы и Эстонии, против чего Россия выступала категорически. Но приходится смириться с этим фактом. На сегодня, действительно, это не так уж и страшно. Однако кто знает, как ситуация в Европе будет развиваться дальше?
Порадоваться можно за российскую внешнюю политику в сфере укрепления многосторонних механизмов сотрудничества в Азии. И прежде всего здесь стоит отметить серьезное укрепление Шанхайской организации экономического сотрудничества, к участию в которой уже стали проявлять интерес многие ключевые страны региона, в том числе и Индии.
Столь высоких оценок, похоже, российская дипломатия не заслужила на другом направлении. Приходится радоваться лишь промежуточным - да и то не самым радужным для нас итогам. Речь идет о проблеме Калининградской области, под знаком которой проходил в прошедшем году диалог с Евросоюзом. Промежуточный итог переговоров в виде решения о транзитных документах для калининградцев при проезде на «большую землю» явно ущемляет права российских граждан на свободное перемещение по своей территории. По сути это те же визы, против которых Россия так долго выступала, и, как можно рассчитывать, продолжит выступать. Проблема не решена, но оптимизм может внушать тот факт, что Москва и Брюссель договорились решить ее в будущем.
На будущее отложен и другой весьма важный вопрос - отношения с Соединенными Штатами в сфере стратегической стабильности и ядерных вооружений. Здесь мы тоже вынуждены довольствоваться промежуточными итогами. Безусловно, подписанный в мае в ходе московского саммита президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, - это большое достижение. Однако достижение, которое без дальнейшего его развития может потерять свое реальное значение. Проблема в том, что договор оставил очень много вопросов, в том числе таких важных, как порядок учета и сокращения ядерных боеголовок. Американцы не хотят идти на их уничтожение, а намерены их только складировать, что естественно, России не на руку. Впрочем, в договоре российским переговорщикам удалось прописать положение, согласно которому все нерешенные вопросы будут решаться в ходе дальнейших переговоров, для чего создан и соответствующий механизм в виде постоянного комитета и четырехсторонней комиссии с участием глав внешнеполитических и военных ведомств России и США. Здесь главное не сбавлять темп и не превратить этот промежуток в зияющую дыру российско-американских отношений.
Примерно такая же ситуация складывается в отношениях с Белоруссией. Много важных и красивых документов, исторических договоров, но до реального объединения дело так и не дошло. В течение этого года фактически едва ли не произошел разрыв между российским и белорусским президентом по вопросу о дальнейших путях объединения, который, впрочем, затем удалось предотвратить. Однако этот успех можно назвать успехом только на фоне предыдущего обострения, едва не приведшего к катастрофе в российско-белорусских отношениях.
Безусловным событием прошедшего года стал и скандал с Ахмедом Закаевым, который так же не получил завершения. Причем в данном случае промежуточное решение, в отличие от перечисленных выше событий, явно не в нашу пользу. Дания не решилась признать Закаева террористом, в итоге эмиссар Масхадова перебрался в Лондон, где его для порядку задержали, но затем отпустили сославшись на отсутствие юридических оснований для ареста. Эта головная боль теперь будет тревожить российскую власть в следующем году, но вероятно снять ее не удастся - уж слишком слабо подготовлена юридическая база для требования о его выдачи в Россию в соответствии и с международным правом, и с законодательством ряда европейских стран.
Повис в воздухе и вопрос о сроках и характере присутствия американских войск в республиках Средней Азии. После размещения войск США в Центральной Азии Владимиру Путину, по его же словам, были даны ясные гарантии того, что это присутствие исключительно временное и завершится с окончанием контртеррористической операции в Афганистане. Однако основная фаза операции миновала, ситуация в Афганистане изменилась в лучшую сторону, но число военнослужащих не сокращается. Более того, есть основания подозревать, что он будет увеличиваться. Сейчас США предпочитают не акцентировать внимание и даже «размывать» обещания об ограниченности по срокам своего присутствия в республиках бывшего СССР, несмотря на то, что время от времени в ходе контактов российская сторона напоминает об этом. Американцы же предпочитают переводить данный вопрос в сферу сугубо двусторонних отношений с государствами Центральной Азии. В общем, вопрос не решен даже промежуточно.
Впрочем, не одна Россия страдает от такой «промежуточной болезни». Под конец года с новой силой возникла проблема «ядерной программы» КНДР, которая будет волновать мировое сообщество и в следующем году. Фактическое объявление КНДР о возможности возобновления военной ядерной программы - безусловно, относится к числу наиболее важных событий 2002 года, и вновь - к сожалению - со знаком «минус».
На 2003 год перенесено решение и там, где оно, казалось бы, уже почти готово. Ближний Восток в этом году так и не услышал от созданной в этом году «четверки» посредников (Россия, США, ООН, ЕС) подготовленного ей плана урегулирования. Его решено не объявлять до февраля, поскольку 28 января в Израиле должны пройти выборы. Впрочем, саму подготовку плана - в которой активное участие принимала и Москва - да и создание «четверки» - одни из немногих достижений мировой дипломатии, уже который год пытающейся развязать сложнейший узел арабо-израильского конфликта.
В целом, таких отложенных, промежуточных решений можно насчитать немало. Это и так и не завершившийся (в виду, вероятно, юридической бесперспективности - при наличии политической целесообразности в понимании Запада) процесс над бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем. И загнанный вновь вглубь индо-пакистанский конфликт, и проблема Киотского протокола по противодействию глобальному потеплению климата, и многое другое.
Но что поделаешь? К сожалению такая ситуация складывается практически ежегодно. Похоже, мир начинает привыкать к мысли о том, что хорошо уже то, что не случилось ничего катастрофичного.