Пожалуй, наиболее заметным событием стало заявление посла КНДР в Пекине Цой Чжин Су на специально собранной пресс-конференции о том, что Пхеньян готов возобновить переговоры с Вашингтоном без каких-либо предварительных условий. Даже несмотря на то, что это заявление является лишь повторением прежней позиции - КНДР всегда говорила о наличии желания и возможностей вести прямой диалог с США, сам факт того, что оно сделано в момент пика напряженности в отношениях с Вашингтоном делает его особо значимым.
Эффективность такого шага со стороны КНДР получила подтверждение практически незамедлительно. Уже через день, в преддверии трехсторонних американо-японо-южнокорейских консультаций, намеченных на 6-7 января, Сеул выступил с инициативой, которую можно трактовать как встречное движение в сторону позиции Пхеньяна. Южная Корея, как пишут местные СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах, готова предложить следующую схему урегулирования: США гарантируют сохранение существующего в КНДР режима, а Пхеньян отказывается от программы разработки ядерного оружия. В принципе у такой инициативы есть шанс на успех, так как КНДР заявляет о готовности вести диалог с Вашингтоном без предварительных условий, и президент США Джордж Буш говорил о том, что проблема может и должна быть разрешена «дипломатическим путем». Впрочем, все это происходит на весьма неблагоприятном фоне возобновления КНДР ядерной программы - из страны уже выехали по настоянию Пхеньяна все инспекторы МАГАТЭ, осуществлявшие контроль за деятельностью северокорейской стороны в атомной сфере. Похоже, что вновь самым острым вопросом для США и КНДР станут поставки американцами мазута для нужд северокорейской энергетики, которые Вашингтон осуществлял на основании подписанного с Пхеньяном в 1994 году соглашения. Ведь именно прекращение поставок топлива и стало причиной того, что Северная Корея заявила о возобновлении ядерной программы, обвинив США в нарушении соглашения. Кроме того, согласно американо-северокорейским договоренностям, Соединенные Штаты должны были построить в КНДР АЭС с реактором на легкой воде в обмен на отказ Пхеньяна от российского проекта реактора на тяжелой воде, при помощи которого теоретически возможно и получение материалов для ядерного оружия. Однако к моменту, когда по плану строительство реактора уже должно было быть завершено, оно лишь едва началось - в основание реактора заложен первый камень. Это дало Пхеньяну дополнительные основания утверждать, что США нарушают договоренности и соответственно - не считать себя связанным этими самыми договоренностями.
Как заявил в этой связи Стране.Ru информированный дипломатический северокорейский источник в Москве, единственная причина, по которой КНДР пошла на возобновление ядерной программы - острая потребность экономики в электроэнергии. А сейчас, после того, как американский мазут перестал поступать в Северную Корею, страна оказалась фактически без электричества. И без того жившая в режиме строжайшей экономии электроэнергии, КНДР сейчас погрузилась в кромешную темноту. Без света стоит Пхеньян, вынуждены останавливаться предприятия. Корреспонденту Страны.Ru довелось побывать в Пхеньяне в 2000 году - не самом тяжелом для КНДР. Тогда даже во время визита Владимира Путина на перекрестках вместо потухших светофоров трудились, вертясь как волчки, подтянутые регулировщицы, вечером освещались лишь отдельные участки центральных улиц столицы, а под фонарными столбами собирались группы корейцев почитать книги - дабы не тратить электричество в квартирах. Сейчас, судя по всему, даже этого корейцы себе позволить не могут. Ко всему прочему, в зимний период в электроэнергии возникает гораздо большая необходимость, нежели весной или летом.
Похоже, что на переговорах, если таковые все же начнутся, КНДР будет жестко стоять на прежних позициях - требовать от США, во-первых, возобновления поставок мазута, а во-вторых, - строительства АЭС на легкой воде (кстати, в противном случае Пхеньян может вернуться к российскому, тяжеловодному проекту - правда, трудно сказать, согласится ли на этот вариант в нынешних обострившихся условиях сама Россия). Единственное, чего сейчас не хочет Пхеньян, так это расширения формата переговоров с двустороннего до трех-, четырех-, пяти и шестистороннего (с возможным участием Южной Кореи, Японии, Китая и России). Россия же, впрочем, как и другие заинтересованные стороны выступает за то, чтобы урегулирование ситуации на Корейском полуострове носило бы комплексный характер, и учитывало бы интересы всех, а потому предлагает различные форматы. Например, в ходе недавнего визита в Пекин Владимир Путин предложил председателю КНР такой вариант: обсуждать проблемы ядерной программы КНДР трем постоянным членам СБ ООН и трем ядерным державам - России, Китаю и США. Ответ китайцев был сдержанным, но заинтересованным. Правда, реакция Пхеньяна оказалась негативной - там продолжают настаивать на том, чтобы в его диалог с Вашингтоном никто не вмешивался.
Как бы то ни было, в первые дни нового года и Пхеньян, и Вашингтон, и Сеул заметно смягчили свои если не позиции, то по крайней мере риторику. Это дает основания надеяться, что стремление к компромиссу может открыть путь для новых вариантов урегулирования, возможно, и с участием сразу нескольких заинтересованных сторон. Возможно, на подобный вариант КНДР и могла бы пойти, если бы, скажем, получила бы сигнал из Вашингтона о готовности возобновить поставки мазута. Это например могло бы быть сделано одновременно с решением о приостановке ядерной программы.
А то, что в различных столицах в ближайшее время могут появиться новые идеи, подтверждается усилением контактов по линии Москва-Сеул-Токио-Вашингтон. Помимо уже упомянутых консультаций между дипломатами из Южной Кореи, Японии и США, которые намечены на 6-7 января, в эти дни (начиная с 4-го января) в Москве проводит переговоры замминистра иностранных дел Южной Кореи Кенг Ханг Ким. Внимание южнокорейцев, а также США и Японии к России не случайно - ведь из всех стран «большой восьмерки» Россия единственная, кто имеет нормальные отношения и с Южной, и с Северной Кореей. Не случайно в последние дни появились слухи, опровергнутые, впрочем замминистра иностранных дел РФ Александром Лосюковым, о том, что во время визита в Россию премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, который состоится через неделю, в частности в ходе его пребывания в Хабаровске, готовится некий контакт между японскими и северокорейскими представителями. Но несмотря на факт официального опровержения, то, как оно было сделано свидетельствует, что в целом такая возможность не исключается. "Гипотетически мы были бы готовы содействовать этому в случае обращения сторон", - заметил дипломат в субботу в интервью ИТАР-ТАСС.