В канун Нового года и в самый разгар страстей, не на шутку разыгравшихся в последние дни вокруг КНДР и ее ядерной программы, один северокорейский дипломат подарил обозревателю Страны.Ru весьма занимательную книгу - «Ким Чен Ир: день объединения Кореи»: "Обязательно почитайте ее. И вам многое станет ясным в политике Пхеньяна, во взглядах северокорейцев на основные проблемы современности, в частности, на роль Кореи в современном мире. Книга весьма популярна в КНДР, она переведена на некоторые иностранные языки, а в конце 2001 года - на русский", - сказал дипломат.
Как это ни странно, но автор этой книги Ким Мен Чхоль - отнюдь не северокореец, а гражданин Японии корейской национальности. Он известен весьма тесными контактами с высокопоставленными представителями как северокорейского, так и американского руководства, которые нередко приглашают Кима для бесед по военно-политическим аспектам корейской проблематики. Поэтому сомневаться в осведомленности автора книги в корейских делах - оснований нет.
В своей книге Ким Мен Чхоль утверждает, в частности, что северокорейское общество склонно к психологии племени «волков», которое ведет непримиримую борьбу с превосходящим по силе племенем «львов», то есть с американцами, и презрительно взирает на племя «собак», капитулировавших перед «львами», ставших им послушными и получивших за это «кусочки американской говядины и конуры с кондиционерами от «Дженерал электрик».
Само собой к «собакам» северяне причисляют своих соплеменников с Юга Корейского полуострова и, не исключено, народы некоторых других стран, занявших места в фарватере американской политики. Ну а «волкам», выпала нелегкая доля: «нестерпимый голод», «вьюги, да бури», «ночевки в сугробах, согревая друг друга телом», отсутствие какой-либо помощи извне, непримиримая борьба с «львами», но зато - полная свобода. «Дремучие леса и безбрежные просторы гор Пэкту - это зона неприкосновенности», там «волков» не достанешь даже ядерными ударами, которыми можно уничтожить лишь основные объекты инфрастуктуры и там можно оставаться свободными и счастливыми даже в условиях испепеляющей ядерной войны. Судя по тому, как настойчиво корейский дипломат предлагал российскому журналисту почитать эту книгу, психология «голодных, но свободных волков» не то что близка северокорейцам - они ей просто увлечены. И в этой связи они, видимо, глубоко уверены, что ни американцам, ни европейцам, ни другим сытым народам, ее не понять. Не понять ее даже китайцам, а уже тем более россиянам.
Исходя из этой психологии, Пхеньян очевидно и пошел на днях на очередной резкий выпад против несговорчивых и поэтому ненавистных американцев, заявив, что введение ими санкций против КНДР в Северной Корее будут рассматривать как объявление войны. Американцы же на этот раз проявили не свойственную для них гибкость, заявив после консультаций с южнокорейскими и японскими партнерами, что Вашингтон вовсе и не вынашивает планов применения силы против КНДР. Против Ирака могут применить, а против КНДР, дескать, нет, сказал сам президент Буш. А официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер, комментируя итоги завершившихся в Вашингтоне консультаций по вопросу координации политики в отношении КНДР, попытался еще более усилить американские позиции, заявив, что Вашингтон заявил о готовности к прямому диалогу с КНДР, не дожидаясь выполнения Пхеньяном взятых ранее обязательств по замораживанию его ядерных программ.
Даже не забывая о том, что именно односторонние действия Соединенных Штатов, не выполнивших свои обязательства по строительству в Северной Корее атомного реактора на легкой воде и поставкам КНДР мазута, можно сказать, что США сделали важный шаг на корейском направлении своей внешней политики. Они вопреки всяким ожиданиям пошли навстречу почти ультимативным требованиям северокорейцев о прямом диалоге с Вашингтоном. Теперь - очередь за ответными шагами Пхеньяна. Впрочем, отчасти он их уже озвучил. 5 января Центральное телеграфное агентство Кореи заявило о том, что Пхеньян не исключает возможности прямых двусторонних переговоров с США, на которых можно будет в спокойной обстановке развеять опасения Вашингтона относительно северокорейских ядерных объектов. "Мы, - говорится в сообщении агентства, до сих пор оставляем открытой возможность для диалога в целях мирного решения проблемы, хотя нами и были сделаны соответствующие предупреждения и приняты меры в ответ на одностороннее и полное нарушение Соединенными Штатами рамочных соглашений". На переговорах с Вашингтоном северокорейская сторона рассчитывает достичь как минимум возврата к соблюдению обеими сторонами соглашения от 1994 года.
И хотя, как утверждает в своей книге Ким Мен Чхоль, Пхеньян далеко не во всем доверяет Москве и Пекину и предпочитает в основных своих делах рассчитывать только на свои силы, российская сторона в ходе недавних консультаций с дипломатами из Сеула заявила о намерении совместно с южнокорейцами добиваться снижения остроты американо-северокорейского кризиса и вывода ситуации на переговорный уровень. Стороны заявили также о недопустимости давления при решении северокорейской проблемы. Пхеньян же дал понять, что он может допустить участие «третьих стран» в урегулировании кризиса. Вопрос урегулирования кризиса на Корейском полуострове Москва намерена подробно обсудить и в ходе предстоящей российско-японской встречи в верхах, и в процессе переговоров министров иностранных дел России и Франции.
Сесть за стол переговоров призвало Северную Корею и МАГАТЭ. Агентство надеется, что КНДР в результате таких переговоров позволит международным инспекторам вернуться в страну и возобновить наблюдение и контроль за ядерными установками. И хотя Совет управляющих МАГАТЭ предупреждает Пхеньян, что в случае его отказа от дальнейшего выполнения обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и от сотрудничества с МАГАТЭ дальнейшим рассмотрением создавшейся ситуации займется Совет Безопасности ООН, конкретных сроков выполнения своих требований агентство не устанавливает. Да и Москва призывает МАГАТЭ не спешить с этим. Российская делегация в своем выступлении на сессии Совета Управляющих подтвердила принципиальную позицию России в поддержку строгого соблюдения ДНЯО всеми его участниками, равно как и выполнения обязательств по Рамочному соглашению между КНДР и США 1994 года, в пользу налаживания конструктивного диалога в двустороннем и многостороннем форматах.
За урегулирование ядерной проблемы Северной Кореи путем диалога выступило и китайское правительство. Китайская позиция по северокорейской ядерной проблеме состоит в следующем. Во-первых, Пекин выступает сохранение на Корейском полуострове мира и стабильности и выхода из кризиса путем диалога. Во-вторых, КНР считает, что Корейский полуостров должен стать безъядерной зоной. В последнее время китайская сторона, как и российская, предприняла ряд активных усилий для урегулирования северокорейской ядерной проблемы.
О готовности Токио готов к диалогу с Пхеньяном заявил и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. "Мы и раньше говорили, что всегда готовы к переговорам", - сказал глава японского правительства. А генеральный секретарь кабинета министров Ясуо Фукуда на пресс-конференции уточнил, что в первую очередь речь идет о том, чтобы узнать, "каким образом КНДР собирается выполнить свой долг и вернуться в круг членов международного сообщества".
Ну, а на 23-28 января северокорейские представители приглашены в Давос для участия в ежегодном заседании Всемирного экономического форума. Таким шагом этот авторитетный мировой форум стремится содействовать снижению напряженности на Корейском полуострове. По данным южнокорейской прессы, в форуме может принять участие председатель президиума Верховного Народного Собрания КНДР Ким Ен Нам - ключевая фигура в северокорейском руководстве.
Позитивный характер последних событий вокруг КНДР может в корне изменить ситуацию на Корейском полуострове в целом. Серьезные подвижки в позиции США и Японии в отношении КНДР, неослабное внимание европейского сообщества к КНДР и его стремление не позволить северянам сбиться с заявленного ими пути к выходу из самоизоляции и к демократизации общественной жизни, позволяют предположить развитие весьма позитивного сценария на Корейском полуострове - вплоть до ускоренного объединения Юга и Севера страны. Правда, для этого, Северной Корее придется расстаться с так полюбившимся ей образом «одинокого волка». А "львам" и "собакам" - научиться терпеливо сносить свойственные для ломки «волчьего характера» периодические всплески недружелюбной активности.