- Россия ждет от США ответа на свои предложения в области ПРО. Как вы оцениваете перспективу такого взаимодействия? Я имею в виду не ПРО театра военных действий, а НПРО, которую делают сегодня Соединенные Штаты.
- Перспектива российско-американского сотрудничества в сфере НПРО сомнительна. Такие перспективы могут быть только в частных технологических вопросах. Это использование российского опыта в конструировании подобных систем при создании американской системы. Но для России это не подходит. Не подходит потому, что у нас, во-первых, нет плана создания противоракетной обороны, мы доживаем с тем, что было наработано ранее - расходуем элементы ПРО, которые у нас уже были. С учетом нынешнего экономического положения России ни о какой ПРО такого масштаба речь идти не будет, потому что она будет слишком затратной, так как должна прикрыть всю территорию страны. Поэтому перспектива здесь может быть только у ряда КБ и научно-исследовательских институтов для решения каких-то конкретных технических задач. То есть от этого будет только какая-то финансово-экономическая выгода, не более того.
- Вы хотите сказать, что у России просто нет финансовых возможностей вступать в такую масштабную кооперацию и нет таких целей?
-Конечно. Нет денег и отсутствуют программы. Мы самолет закупить не можем. Во-вторых, американская система нам не выгодна с военно-стратегической точки зрения. Что бы американцы не говорили, какую бы завесу благостности не вешали, всем ясно, что эта их противоракетная оборона будет направлена прежде всего против российских и китайских стратегических ракет. Именно стратегических.
- Потому что другого в мире, что есть у России и у Китая, больше ни у кого нет?
- Ни у кого просто нет. И никто в такие отношения военно-стратегического характера с Америкой не вступает.
- Понятно. Но ведь в рамках сотрудничества КБ или институтов, которое вы допускаете, мы все-таки будет в какой-то степени содействовать в развитии американского ПРО, а это нам стратегически не выгодно. Как быть с этим противоречием?
- В том-то и дело, что это очень неприятное противоречие существует. И мы, кстати, уже много отдавали технологий и результатов исследований, которые работают сегодня против нашей безопасности.
- А не удастся ли российской дипломатии все-таки убедить американцев в том, что их разработки бесперспективны, коль скоро они направлены на защиту от российских и китайских ракет, а политический диалог у Вашингтона с Москвой и Пекином развивается в исключительно мирном направлении? Это ведь тоже противоречие? - Нет, запущена машина, вложены большие деньги. И за счет противоракетной обороны они решают не только военно-стратегические задачи, но и пытаются поддержать свою экономику.
- А если Россия, скажем, экономически вырулит через 5-10 лет, если у нас состоится экономический бум и мы сможем себе позволить НПРО такого масштаба? Не разбазарим ли мы за это время свой технологический потенциал?- Поэтому и нужно сейчас поддерживать фундаментальные исследования в этой области и прикладные. Поддерживать все коллективы, которые сегодня на грани выживания.
- В принципе имеющиеся у нас технологии вполне позволят нам при экономически благоприятном положении в стране создать российскую НПРО на манер американской?
- Есть конструкторский и технологический задел, вот это нужно сейчас развивать. Развивать до тех пор, когда появится возможность реализовать все это «в металле».
- В перспективе вполне возможна разработка и нами такой же системы НПРО?
- Да, если Россия сохранится как целостное государство и выйдет из системного кризиса.