- Сегодня правительство Украины рассматривает «дело Черномырдина». Почему правые на Украине так страстно желают изгнать российского посла из страны?
- Сегодняшнее рассмотрение правительством дела Черномырдина - это тест для нового украинского правительства на его отношение к России. Премьер Виктор Янукович как представитель донецкого клана имеет образ человека, настроенного на стратегическое партнерство с Россией. Как известно, в программе Партии регионов, которая представляет и донецкие интересы, есть даже пункт о введении официального статуса для русского языка на Украине. И если правительство Януковича пойдет на поводу у людей из блока «Наша Украина», которые инициировали этот запрос, то никакое это не пророссийское правительство. Значит, оно точно такое же, как и сама «Наша Украина». Так что для Москвы это будет только моментом истины - ответом на вопрос «Кто истинно Виктор Янукович и что есть его новое правительство?»
- И как он далек он от лидера «Нашей Украины» Виктора Ющенко?
- Да, то есть это будет моментом истины. По нашему глубокому убеждению Виктор Черномырдин далек от идеала политика и дипломата, который бы последовательно защищал интересы России. Мы его критиковали за его мягкую позицию.
- Мы - это кто? Институт стран СНГ?
- Да. Мы его критиковали за его мягкую позицию, за эти бесконечные экономические уступки Украине. Даже когда в резиденции так называемого киевского патриархата открыто происходила вербовка украинских боевиков в Чечню, посол России не сделал ни одного заявления на эту тему. Его очень скромные и довольно банальные заявления, что Украина только выиграет от вступления в Евразийское экономическое сообщество, сделанное в декабре, вызвало шквал истерики среди блока Ющенко, который инициировал этот запрос - 107 депутатов из 481 проголосовали «за». И это заявление, этот запрос - это очередной антироссийский демарш, который показывает, что блок «Наша Украина» является, безусловно, антироссийской силой, и тем позорнее действия Ирины Хакамады, Бориса Немцова, которые пытаются убедить, что Ющенко вовсе не противник России.
Я подчеркну, что сделанное Черномырдиным заявление, послужившее поводом для очередного скандала, совершенно безобидно. Более того, мы считаем, что посол России должен куда более жестко выступать в защиту интересов нашей страны. Но даже это самое безобидное заявление вызвало шквал истерии антироссийского лобби в парламенте. И в этом контексте православная русская общественность Украины вступилась за Виктора Черномырдина. «Союз православных граждан Украины» сделал заявление, выдержки из которого я зачитаю.
«Руки прочь от посла Великой Православной России!
Депутаты из антиправославного, антирусского, профашистского блока «Наша Украина» Александр Гудыма, Вячеслав Кириленко потребовали выдворить с территории Украины после Великой России Виктора Черномырдина. Для демарша был найден смехотворный повод - констатация Виктором Степановичем того очевидного факта, что вступление Украины в Евразийское экономическое сообщество будет благом для нее. Одновременно адепты Ющенко не замечают действительно беспрецедентного вмешательства посольства США в украинские дела. Мы в свою очередь просим Виктора Черномырдина, подвергшегося нападкам антироссийских сил, опереться на русские православные силы на Украине, подвергающиеся аналогичной травле, пожелать ему духовной крепости, которая возможна только в лоне Святой Православной Церкви.
Как известно, духовным лидером и покровителем ультранационалистического блока «Наша Украина» является самозванец Михаил Денисенко, который неоднократно «благословлял» своих подопечных на противоправные действия. Например, 9 марта 2001 года, когда боевики УНА УНСО «Наша Украина» киевского патриархата участвовали в попытке государственного переворота, а также устроил в своей резиденции пункт вербовки украинских граждан в Чечню на стороне международного терроризма...»
Вот это отрывки из заявления «Союза православных граждан Украины», которые свидетельствуют о том, насколько разгорелись страсти.
- Мне еще вспоминается, что там не только правые Черномырдина хотят выдворить правые, но и левые хотят выдворить одновременно посла Соединенных Штатов Америки. Так?
- Да, Карлоса Паскуаля. Но я хочу сказать, что в отличие от осторожного и недостаточного последовательного Черномырдина Паскуаль довольно откровенно вмешивается во внутренние дела Украины. Например, американское посольство ежедневно получает полные распечатки всех выступлений сессии верховной рады, т.е. оно внимательнейшим образом вникает во все мелочи внутриполитической жизни Украины, работает в регионами, чего нельзя сказать о российском посольстве. И протест украинских левых против действий Паскуаля действительно правомерен. Правомерен, потому что Паскуаль и не скрывает своей поддержки Ющенко.
- Хотя как дипломат должен был бы быть нейтрален все-таки?
- Да. А он активно и последовательно вмешивается. И поэтому при всей слабости фигуры Черномырдина этот скандал, безусловно, антироссийский демарш.
- Вы хотите сказать, что дело по большому счету не в Черномырдине?
- Да, кто бы ни был на его месте, было бы тоже самое. И поэтому в данной ситуации, я считаю, Москва должна адекватно среагировать на эту явную провокацию. И мы надеемся, что благодаря действиям «Нашей Украины» - всего антироссийского лобби, Виктор Черномырдин проснется и отреагирует на заявление «Союза православных граждан Украины». И действительно превратится из осторожного дипломата в посла Великой России и будет жестко реагировать на все попытки притеснения русскоязычного населения, православной церкви, а также на новую дискуссию о выдавливании Черноморского флота.
- Насколько активно ведется эта дискуссия?
- Сразу после визита к нам министра обороны Украины Владимира Шкидченко украинские СМИ опять начали говорить о том, что Черноморский флот будет удален из Севастополя и что якобы российский министр обороны Сергей Иванов согласился на этот вывод. В этой связи хотелось бы, конечно, услышать и комментарий самого Сергея Иванова, но его нет. Мы же знаем, что, например, по отношению к Грузии и Абхазии, к Панкисскому ущелью он занимал нормальную жесткую позицию, поэтому как-то не верится, что он согласился бы на вывод Черноморского флота. Но его молчание вызывает вопросы. Вся эта дискуссия вокруг Черноморского флота, откровенная политическая травля «Русского блока» и его лидера Александра Свистунова, которая происходит в последние недели, плюс демарши Верховной рады по поводу Черномырдина, в принципе дают России повод выйти из невыгодного ей договора о дружбе и сотрудничестве с Украиной, который очевидно вредит российским интересам.
- Что вы имеете в виду, когда говорите о вреде интересам России?
- Дело в том, что Украина нарушает пункты этого договора. Как известно, условием его подписания была ратификация договора о базировании Черноморского флота до 2017 года, и эта дискуссия уже нарушает этот договор. Там есть и второй пункт - там говорилось о равных правах русского населения на Украине и украинского в России. Украина травлей «Русского блока» нарушает и этот пункт. Этого более чем достаточно, для того чтобы Россия поставила вопрос об одностороннем выходе из этого договора, который уже этим, безусловно, вредит ее национальным интересам.
- Когда вы говорите, что Украина нарушает условия договора, вы имеем в виду в данном случае бездействие официальных украинских властей?
- Не только. Травля «Русского блока» инициируется налоговой инспекцией Украины. То есть государственный орган устраивает политические преследования Александра Свистунова - лидера этой безобидной правозащитной организации. То есть травля исходит от государственных органов. Украинские чиновники, а не просто общественные деятели, депутаты говорят о выводе Черноморского флота. Так что украинская власть уже несет ответственность за все эти вещи, и поэтому Россия имеет прямые основания выйти из этого договора.
- И как, вы думаете, Россия отреагирует? Почему же до сих пор молчат наши официальные власти?
- Вот это меня и удивляет. Мы уже «вляпались», ратифицировав этот договор. Украина его не выполняет, почему же мы должны на это смотреть спокойно? И вспомним, что одним из главных условий ратификации был вопрос о базировании Черноморского флота. Если устраивается дискуссия о его выводе, то мы можем считать себя свободными от каких-либо договоренностей.