Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чечня, терроризм и интересы безопасности США

Для Соединенных Штатов настало время встретить лицом к лицу ухудшение безопасности на Кавказе и вокруг него

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совершенный в октябре чеченцами террористический акт - когда в московском театре около тысячи человек были взяты в заложники радикальными чеченскими боевиками - имеет серьезные и долгосрочные последствия. Москва стала активнее говорить о применении за пределами своей территории вооруженной силы против террористов, их сторонников и спонсоров, таких, как те богатые личности из стран Персидского залива, которые якобы приказали чеченцам заснять в театре сцены убийств.

Часть вторая

Совершенный в октябре чеченцами террористический акт - когда в московском театре около тысячи человек были взяты в заложники радикальными чеченскими боевиками - имеет серьезные и долгосрочные последствия. Москва стала активнее говорить о применении за пределами своей территории вооруженной силы против террористов, их сторонников и спонсоров, таких, как те богатые люди из стран Персидского залива, которые якобы приказали чеченцам заснять в театре сцены убийств.

Азербайджан сделал немедленные выводы и закрыл офис чеченского представительства в Баку. Грузинские политики нервничают, что российские войска могут перейти через границу в Панкисское ущелье. Чиновники из Государственного департамента США, ответственные за кавказскую политику, обеспокоены тем, что зачистки, проведенные Россией в Панкисском ущелье или в каком-либо ином регионе Грузии, еще больше подорвут суверенитет этой страны. Такая кампания нанесет удар по и без того ослабленным позициям президента Эдуарда Шеварднадзе, хотя он и так уже, судя по всему, поддался давлению Владимира Путина.

После октябрьского теракта и недавнего взрыва, совершенного самоубийцами около здания промосковского чеченского правительства, шансы на урегулирование ситуации в Чечне выглядят призрачными, а возникновение независимого чеченского государства или хотя бы подобия государства - менее вероятным, чем когда-либо ранее. Даже если завтра прекратятся боевые действия, чеченскому обществу угрожают большие проблемы. После вывода российских войск в 1996 году организованная преступность и исламские боевики превратили Чечню в прибежище для похитителей людей ради выкупа, работорговцев, и убийц священников и работников благотворительных организаций. Шамиль Басаев вынудил президента Масхадова принимать репрессивные законы шариата. Источники в Государственном департаменте США сообщили, что Масхадов не смог помешать переводу радикальными исламскими группировками более ста миллионов долларов в Чечню. Он не смог воспрепятствовать в июле 1999 года вторжению Басаева и Хаттаба в Дагестан, которое лишило Чечню ее практической независимости и способствовало приходу к власти Владимира Путина. Согласно данным Госдепартамента, сегодня Масхадов вряд ли является должным партнером для мирных переговоров с Россией, а радикальные чеченские группировки могут оказаться в американском списке террористов, теряя свою легитимность - вероятность чего становится все более высока, по мере появления новых данных о связях радикальных чеченцев и террористических организаций Ближнего Востока.

В свете октябрьского теракта в Москве инвестиции в энергетику России и каспийского региона стали более рискованными с политической точки зрения. По процессу мирного урегулирования в Чечне был нанесен сильный удар. Сегодня этот процесс зависит от того, каким станет предполагаемое государство: возглавляемым террористами халифатом, с системой образования, промывающей молодежи мозги и учащей лишь убивать "грешников" и неверных, либо нарождающейся демократией, предусматривающей светское образование, разрешающей искусство, то есть таким государством, какое было у чеченцев в прошлом. В недавнем прошлом заявления о создании чеченского халифата "от моря до моря", то есть от Черного моря до Каспийского порождало панику среди руководства России, Дагестана, Азербайджана и Грузии. Радикальное нищее исламское государство в Европе, по соседству с Россией, а также слабые государства южного Кавказа несомненно будут представлять собой опасность. Они будут являться дестабилизирующим фактором, и будут отпугивать инвесторов, которые могли бы улучшить жизни миллионов жителей этого региона.

Смогут ли чеченцы разорвать связи с глобальными исламскими террористическими сетями и спонсорами терроризма из Персидского залива, Лондонистана (базирующимися в Лондоне эмиссарами арабских террористических кругов - прим. пер.) и других мест? Будут ли они готовы разоружиться для того, чтобы развеять опасения своих соседей? Будут ли Россия и Запад способны предоставить достаточную гуманитарную помощь для возвращения беженцев и строительства жилья для них? Ни Масхадов, ни российское правительство не подходят для этой задачи: средства, выделяемые в бюджетах в период после 1996 года на восстановление Чечни, разворовывались, а виновные никогда не несли ответственности.

Соединенные Штаты стоят перед лицом ухудшения безопасности на Кавказе и вокруг него, которое усиливает угрозу применения оружия массового поражения. Для предотвращения таких террористических акций Америка должна расширять сотрудничество с Россией по вопросам антитеррористической деятельности и безопасности, как в рамках двусторонних отношений, так и в рамках созданного в мае этого года Совета "Россия-НАТО", при участии других европейских стран. США должны расширить сотрудничество по вопросам антитеррористической деятельности и безопасности с другими странами региона и с деловым сообществом, проверить безопасность основных возможных объектов атаки, усилить защиту складов оружия массового поражения и энергетических объектов. Вашингтон должен предложить российским вооруженным силам сотрудничество в сфере антитеррористической подготовки и операциях по освобождению заложников, а также расширять контакты между службами охраны складов оружия массового поражения. Разведывательное сообщество США должно развивать сотрудничество, направленное на перекрытие каналов, по которым чеченские террористы получают финансовую и оперативную поддержку из-за границы. Необходимо сотрудничать с Россией для облегчения выдачи лидеров чеченских террористов из убежищ в странах Персидского залива.

Соединенные Штаты должны также помогать России в поиске чеченских партнеров для переговоров, одновременно изолируя исламских радикалов. Вашингтон должен порекомендовать, как это сделал президент Буш (Bush) во время недавней встречи с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге, чтобы умеренные представители чеченских сепаратистов и российские власти начали переговоры, которые привели бы к урегулированию конфликта при условии сохранения территориальной целостности России. При этом исламское крыло чеченских боевиков должно быть исключено из переговорного процесса. Более того, чеченские сепаратисты, заинтересованные в урегулировании конфликта путем переговоров, должны разорвать свои связи с глобальными террористическими сетями. Те, которые будут продолжать поддерживать такие связи, должны быть помещены в составляемый Госдепартаментом список террористических организаций. И, наконец, Соединенные Штаты должны возглавить сотрудничество со своими партнерами в Европейском Союзе и с мусульманскими странами, а также с российскими властями, в целях предоставления массивной гуманитарной помощи для возвращения беженцев и восстановления Чечни в случае достижения мира. В прошлом Россия не смогла оказать такую помощь - помощь была разворована, а виновные остались безнаказанными.

Для Соединенных Штатов настало время встретить лицом к лицу ухудшение безопасности на Кавказе и вокруг него. Жестокость московского захвата заложников, неоспоримая связь организаторов этого теракта с тем же самым врагом, с которым борются Соединенные Штаты, и необходимость получения поддержки России в глобальной борьбе с радикальным исламским терроризмом и в возможной войне против Саддама Хусейна (Saddam Hussein), требуют более тесного сотрудничества.