- Более десятка наших военных кораблей Тихоокеанского и Черноморского флота, по некоторым сведениям, могут отправиться в Индийский океан, откуда недалеко до Персидского залива. Идут, как говорят военные, для защиты интересов России. Что это, по вашему мнению, означает? Что они там будут делать?
- Во-первых, если у страны есть флот мирового значения, то он должен постоянно присутствовать в важнейших точках мирового океана, тем более в тех районах, где есть интересы государства. Поэтому остается только сожалеть, что российский флот не вышел в мировой океан раньше. Он должен быть в мировом океане, только тогда он будет флотом.
- Вы хотите сказать, что флот должен работать всегда и не вправе простаивать у причала?
- Да, флот должен работать, в том числе не только на интересы безопасности. Он не должен простаивать, потому что работает и на экономику страны.
- Что значит, «работает на экономику»?
- Флот непосредственно защищает экономические интересы. Кроме того, присутствие флота в районах мира, его мощь - это всегда престиж государства, а значит, это инвестиции и развитие торговых отношений.
- Кстати, этот поход дорого обходится бюджету?
- Безусловно. Но если государство содержит флот, то флот должен быть флотом, а не грудой кораблей, стоящих у причала. Ведь моряком становятся только в море, а не на берегу. Поэтому моряки должны ходить в море на своих кораблях. Тогда это будет боеспособное соединение.
- Несмотря на заявления наших военных о том, что этот поход не связан с иракским кризисом, Персидский залив рядом с Индийским океаном, и вопрос о возможной связи все равно остается. Так?
- Классика военно-морских операций, военно-морского присутствия - всегда быть там, где есть интересы государства и обостряется ситуация. Флаг государства должен там быть. И флаг этот сегодня демонстрируют наши корабли. Они придают устойчивость политике государства. Поэтому я считаю, что важно быть в этом регионе, присутствовать и, конечно, отслеживать развитие ситуации.
- Скажите, кроме надводных кораблей типа «Москва» и иных, много ли там наших подводных лодок?
- Мне неизвестно, много ли их. Этого я не знаю. Могу сказать, что мы, к сожалению, фактически потеряли присутствие флота в том районе: у нас там только одна точка осталась в порту Тартус (Сирия). А раньше корабли наши там и базировались, и заходили периодически во многие порты┘
- То есть одной из целей этого похода может явиться усиление нашего присутствия в том регионе?
- Конечно, наверняка поход усилит наше присутствие в этом важном для России регионе.
- И все-таки сколько это стоит бюджету?
- Трудно сказать, но я думаю, это в рамках военного бюджета. Армия может существовать только в условиях экономических возможностей. Я по-другому скажу: государство обязано создавать экономические условия для содержания и оснащения своей армии, и возможности у России в этом плане огромные.