Надо сказать, что не только в официальном плане, но и в чисто человеческом отношении - без протокола - Роберта Кочаряна в Москве принимали тепло. Это понятно: что не говори, а из всех республик бывшего СССР, расположенных к югу от российских границ и ставших самостоятельными государствами, Армению с точки зрения стабильности отношений с Россией можно выделить в самом позитивном плане.
Кочарян приехал в Москву накануне президентских выборов в Армении, где он может остаться президентом на очередной срок, если сумеет обогнать своих конкурентов, подготовкой одного из которых серьезно занимается объединенная оппозиция. Данная поездка армянского президента в Россию плановая, это часть работы главы государства, которая не является, разумеется, частью предвыборной кампании. Однако дополнительный импульс для укрепления добрых отношений с северным соседом в ходе предстоящей предвыборной кампании все равно ляжет в позитивный багаж Роберта Кочаряна. Предстоящие выборы будут в определенном смысле испытанием на объективность и для политики России на армянском направлении. В Москве уверены, что эта политика была выдержанной, а поэтому двусторонние отношения должны и далее вне зависимости от результатов выборов развиваться по возрастающей. Этот предвыборный нюанс привнес в атмосферу визита Кочаряна надежду на то, что в будущем российско-армянских отношений не предвидится никаких тормозящих моментов. При этом необходимо заметить, что Роберт Кочарян в качестве кандидата на будущий президентский срок лидирует среди одиннадцати зарегистрированных кандидатов в президенты.
По итогам российско-армянских переговоров на высшем уровне президенты двух государств Владимир Путин и Роберт Кочарян подписали совместное заявление, в котором намечены пути дальнейшего двустороннего сотрудничества, а делегации двух стран - соглашение между правительствами России и Армении о военно-техническом сотрудничестве. Были подписаны также протокол между правительствами двух стран о поставках товаров по производственной кооперации в 2003 году и протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами двух стран о производственной кооперации от 7 декабря 1999 года. Кроме того, стороны подписали российско-армянскую совместную декларацию о сотрудничестве в области культуры и соглашение между Центральными банками двух стран о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций.
В ходе переговоров лидеры России и Армении констатировали высокий уровень политического и военного сотрудничества, подчеркнули необходимость дальнейшего развития этих отношений, «включая тесное сотрудничество в военно-технической области». По мнению сторон, основой для укрепления мира, безопасности и развития всестороннего сотрудничества на Кавказе должно быть «взаимодействие всех стран региона» и приветствуют инициативы международного сообщества в этом направлении. Президенты в совместном заявлении подтвердили приверженность борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, отметили усилия мирового сообщества по борьбе с транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, торговле оружием и людьми, отмыванием денег. В этом плане стороны придали большое значение совместной работе в рамках Договора о коллективной безопасности и Антитеррористического центра СНГ и подтвердили важность дальнейшей активизации международного сотрудничества в борьбе с терроризмом «при центральной координирующей роли ООН».
Владимир Путин приветствовал намерение республики Армения участвовать в работе Евразийского экономического сообщества (ЕВРАЗЭС) в качестве наблюдателя. Оба президента отметили важную роль двустороннего договора и программы о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года, а также соглашения и протоколов от 5 ноября 2002 года о передаче имущества, находящегося в госсобственности Армении для погашения задолженности по госкредитам, предоставленным правительством России правительству Армении. В совместном заявлении подчеркивается, что подписанные в ходе визита документы способствуют укреплению «стратегического партнерства РФ и Армении».
Особое место в ходе российско-армянских переговоров занимала проблема Нагорного Карабаха, которая, по мнению Кочаряна - самая важная проблема для Армении. Президент Путин однозначно заявил в ходе переговоров, что России в полной мере развивать отношения с Арменией «мешает неурегулированность отношений между странами региона». По окончании саммита он еще раз подчеркнул необходимость для России строить добрососедские отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном, при активном участии России в решении Нагорно-Карабахской проблемы на основе компромисса и справедливости, на базе, которая устраивала бы обе страны, и без давления извне».
По оценкам Минэкономразвития РФ, товарооборот между Россией и Арменией за январь-ноябрь 2002 года составил 128 млн 400 тыс долларов США, тогда как за весь 2001 год этот показатель находился на уровне 126 млн 800 тыс долларов. Эксперты Минэкономразвития отмечают рост торговли между двумя странами по большинству товарных групп. В целом, как экспорт, так и импорт возросли на 114,5 проц. Российский экспорт в Армении за 11 месяцев прошлого года составил 75 млн 700 тыс долларов. Среди основных статей российского экспорта на армянский рынок - машины, оборудование и транспортные средства, аллюминиевые листы, медикаменты, а также кондитерские изделия, в частности, шоколад. Действующее между странами долгосрочное соглашение по обработке алмазов дает Армении свыше 250 млн долларов в год, что для маленькой страны очень весомо. За январь-ноябрь прошлого года импорт из Армении составил 52 млн 700 тыс долларов. При этом, отмечают в министерстве, в импорте из Армении существенно увеличилась доля крепких спиртных напитков. В настоящее время в Армении успешно работают более 500 предприятий с российским капиталом.
Главный итог визита Роберта Кочаряна в Москву в том, что Россия и Армения вышли на практическую реализацию договоренностей о стратегическом партнерстве во всех сферах - в политике, в вопросах обеспечения безопасности, в экономике.