В ходе проходившего 20 января в Минске заседания Высшего государственного совета Союза России и Белоруссии Владимир Путин высказал мысль о том, что успешное продвижение по пути союзного строительства невозможно без выработки единых позиций по политическим вопросам. Этим российский лидер дал понять, что до сих пор единства у сторон в этом деле не было, и, стало быть, союзное государство фактически не строилось. Это действительно так, если вспомнить не очень приятные встречи Путина и Лукашенко в прошлом году, недовольство белорусов российскими предложениями о формах объединения, извинения Минска за некоторые обидные для России высказывания и так далее.
Но все это, как говорится, осталось в прошлом. А в начале нынешнего года Россия и Белоруссия вновь попытались сблизиться. В определенной степени разминкой в этом процессе стала прошедшая на днях в Москве 22-ая сессия Парламентского собрания Союза России и Белоруссии. Встреча парламентариев двух стран послужила прелюдией к проходящим в понедельник в Минске саммиту и заседанию Высшего государственного совета Союза России и Белоруссии. От этих встреч ждут в первую очередь взаимопонимания между лидерами, которое проложит путь к решению политических проблем.
Видимо, именно поэтому минский саммит начался с личных встреч Владимира Путина и Александра Лукашенко в домашней обстановке, а также в формате «один на один». Главы двух государств, очевидно, решили еще раз сверить позиции перед заседанием и договориться по принципиальным вопросам, главный из которых - по каким принципам объединяться?
В настоящее время всем понятно, что процесс объединения двух государств не будет простым и займет много времени для преодоления политических разногласий, притирки переговорщиков, сближения экономик. Еще не раз придется спорить и все же договариваться о том, кто у кого и какие властные полномочия отберет, каким будет Конституционный акт общего государства и чем в этом едином государстве станут нынешние Россия и Белоруссия. По словам российского президента, «особые задачи возлагаются на совместную комиссию по подготовке Конституционного акта», состав которой изменен, а уровень повышен. Возможно, принятые меры на самом деле помогут, и новая комиссия создаст, наконец, приемлемый текст Конституционного акта, который не стыдно будет обсуждать. Но для этого опять же сначала должны договориться лидеры по принципиальным политическим вопросам объединения для того, чтобы создать для комиссии соответствующую базу для работы.
Известно, что созданию совместного государства мешают сильные различия в экономиках России и Белоруссии, но сегодня эти помехи, как следует из обсуждения в Минске, уже не являются столь уж непреодолимыми, хотя проблемы в вопросе сближения существуют. И здесь необходимо опять же обратиться к словам Владимира Путина, сказанным в понедельник в Минске на заседании Высшего государственного совета Союза России и Белоруссии. Путин выразил удовлетворение тем, как развивается экономическое сотрудничество России и Белоруссии, которая прочно занимает второе место после ФРГ по товарообороту, который в 2002 году составил 10 млрд долларов. Это хорошая почва для создания нового государства.
Одновременно российский президент призвал к более энергичным действиям по введению единой денежной единицы Союзного государства, поскольку, по его мнению, реализация плана совместных действий в данном вопросе идет с опозданием. Столь же критично высказался он и о формировании общесоюзного бюджета, средства в который должны перечисляться «вовремя и в полном объеме». И здесь критика была направлена в сторону Белоруссии. Дело в том, что бюджет Союзного государства на 2003 год принят в январе Парламентским собранием Союза России и Белоруссии и ныне составляет 2 млрд 438 млн российских рублей. РФ обеспечивает его доходную часть в размере 1 млрд 530 млн рублей, Белоруссия - 824 млн. Белорусская сторона имеет задолженность за 2000-2002 годы в 1,4 млрд рублей. Россия задолженности не имеет.
По словам российского лидера, Москва и Минск «вступают в новый и очень ответственный этап взаимного строительства». Поэтому глава российского государства призывает к «просчитанным и эффективным решениям, которые реально повысят качество жизни наших граждан» и их свободного перемещения. Именно в этой связи Путин призвал к более энергичным действиям по введению единой денежной единицы Союзного государства России и Белоруссии. Здесь надо ускорить работы, иначе «пакет» может затормозиться или развалиться. По словам Путина, начавшаяся реализация «пакетных» договоренностей по формированию единого экономического пространства имеет «принципиальное значение». В качестве примера он привел соглашение о расширении сотрудничества в газовой отрасли и равных условий в области ценовой политики. По мнению президента РФ, переход Белоруссии на внутренние российские цены на энергоресурсы, электроэнергию и железнодорожные тарифы во многом способствовал росту товарооборота. В результате в Минске было принято решение ввести единую валюту к 2005 году, а Александр Лукашенко пообещал, что российские граждане в Белоруссии не будут иметь никаких проблем ни в социальной, ни в других областях.
Вместе с тем, ясно, что двусторонние экономические отношения двух стран, даже если иметь в виду совместный бюджет или единую валюту, - это еще не отношения двух субъектов внутри одной страны. Эти принципы будут зависеть в значительной степени от преодоления не только экономических различий, но, как было сказано, и политических разногласий. И в этом смысле обнадеживающе прозвучало на саммите в Минске из уст двух глав государств, что оба они едины в главном: курс на создание Союзного государства остается стратегическим направлением российско-белорусского взаимодействия.
Глава российского государства также отметил, что в прошлом году, «несмотря на все жаркие дискуссии, в политическом плане удалось не упустить главного и продвинуться вперед по целому ряду ключевых направлений». Российский лидер считает, таким образом, что прошедший год все же позволил сторонам достичь некоторого взаимопонимания в принципиальных вопросах строительства нового единого государства. Из этого можно сделать вывод, что новый год должен быть в смысле взаимопонимания и политического сближения еще более плодотворным.