К такому выводу российский дипломат пришел после того, как пообщался в Пхеньяне с рядом высокопоставленных северокорейских политиков, в том числе и с самим руководителем КНДР - Ким Чен Иром. Это общение убедило Александра Лосюкова: Пхеньян готов на все для защиты своего суверенитета, которому, как считают северокорейцы, угрожают Соединенные Штаты. И в целях самозащиты они могут применить «любые средства».
Правда, северокорейские представители настойчиво убеждали российского дипломата в том, что ядерного оружия у КНДР нет, как нет и намерений его разрабатывать. Однако может ли сегодня хотя бы одна из сильнейших разведок мира с высокой степенью достоверности подтвердить это? Вряд ли. Северная Корея всегда была и остается сегодня настолько засекреченной страной, что получение достоверных разведданных о ней, а тем более о ее секретных программах, крайне затруднено.
Даже введение против Кореи экономических санкций, о которых беспечно поговаривают в некоторых странах Запада, будет расценено Пхеньяном как объявление войны против КНДР, сообщил Лосюков. Российская же сторона считает, что для такого шага, а также для рассмотрения СБ ООН проблемы, сложившейся вокруг так называемой ядерной программы Северной Кореи, нет никаких оснований. Политические возможности урегулирования конфликта отнюдь не исчерпаны. Такого же мнения придерживается и Пекин. Важную роль в формировании условий для возобновления диалога между КНДР и США могли бы сыграть так называемые «третьи страны», такие как Россия, Китай и Япония.
В рамках именно таких усилий по поручению президента России Александр Лосюков и совершил поездку в Пхеньян. Он привез с собой российский «пакетный план» урегулирования, представляющий собой набор принципов возобновления диалога и предложений о движении к урегулированию «малыми шагами». Отвечая на вопрос «Страны.Ру», Александр Лосюков сообщил, что все без исключения положения «пакетного плана» вызвали интерес у северокорейской стороны. И она готова его обсуждать, но прежде всего - с американцами. Причем только на равных. Исключительно на базе уважительного отношения переговорщиков друг к другу. Разговора с позиции силы, проявления к себе неуважения КНДР не потерпит. Это ясно. Но пока ситуация такова, что ни одна из конфликтующих сторон не готова первой сделать шаг навстречу друг другу. И в этом должны помочь посредники. Правда, слова «посредники» российские дипломаты применительно к роли России в корейских и других мировых делах предпочитают не использовать. Их задача должна состоять в том, чтобы сформировать условия для возобновления американо-северокорейских контактов уже в самое ближайшее время.
Как утверждал Лосюков, северокорейская сторона «весьма обеспокоена» текущим развитием событий, и ее подход к перспективам урегулирования кризиса внушил российскому дипломату «некоторый оптимизм». В Москве беспокойство по поводу всех этих северокорейских дел испытывают не меньше, чем в Пхеньяне и других столицах. Перспективы возникновения еще одной войны, теперь уже у самых границ России, явно ее не устраивают. Видимо, именно в этой связи российская дипломатия развивает сегодня беспрецедентную активность на корейском и американском направлениях. Президент России Владимир Путин уже проинформировал своего американского коллегу об итогах поездки Лосюкова в Пекин и Пхеньян. Контакты на эту тему состоялись и между руководителями МИД РФ, Японии и Южной Кореи. Сегодня в МИД РФ проходят встречи российских представителей с послами Южной Кореи и Японии.
В связи со складывающейся ситуацией нельзя обойти вниманием еще один немаловажный факт. Несомненно, к упомянутым резким шагам северокорейцев подтолкнула и ситуация вокруг Ирака. Беспрецедентное силовое давление США на Ирак, угроза военной операции против этой страны, несмотря на выполнение Багдадом требований ООН, прямая, как палка, политика Вашингтона в отношении Багдада, видимо, сформировали у Пхеньяна чувство безысходности. Там наверняка не исключают, что КНДР может быть второй на очереди в составленном американцами списке «изгоев», с которыми можно разговаривать лишь с позиции силы.