Нет никаких сомнений в том, что Штаты еще не одно десятилетие по степени накопленного за годы «холодной войны» и после распада СССР военного, финансового, промышленного и научно-технического потенциала будут сильнее любой отдельно взятой страны. Однако запас прочности Соединенных Штатов, как и созданного в них челнока «Колумбия», не безграничен. Судя по всему, на два срока президентского правления Билла Клинтона пришелся пик развития США как уникального государства, минимум сотню лет выступавшего в роли локомотива общемировой экономики, научно-технического прогресса и либерального общественного устройства.
На первый же срок правления Джорджа Буша двигатель локомотива от старости начал «чихать», стрелка подачи топлива поползла вниз, а состав как будто сразу отяжелел на тысячи брутто-тонн. Однако машинист не склонен доверять приборам и уверяет команду и диспетчеров, что благодаря Божьей помощи и Провидению скорость локомотив не потеряет и прибудет на станцию назначения вовремя. Конечно, любые аналогии хромают, однако Буш все больше со стороны стал походить на такого оптимистичного и набожного машиниста, которому на ходу приходится устранять одну поломку некогда безупречных агрегатов за другой.
Известный американский политолог и русофоб Збигнев Бжезинский в свое время пророчески окрестил Советский Союз «колоссом на глиняных ногах». Нужен был небольшой толчок, чтобы глиняный богатырь рассыпался. В случае СССР таким толчком, судя по всему, стали непомерные траты на гонку вооружений вкупе с либеральными реформами Горбачева. Между тем, тот же Бжезинский в своих интервью в последнее время соглашался с тем, что США после гибели СССР остаются последней в полном смысле слова империей, которая также, исходя из законов общемирового развития, рано или поздно должна разрушиться. Вместе с тем, г-н Бжезинский, видимо, не рассчитывал, что его прогноз может начать сбываться так скоро. Последние события говорят о том, что ноги колосса США также могут формироваться из сыпучих материалов. И толчком, от которого в глине прошли глубокие трещины, стали чудовищные террористические акции сентября 2001 года.
Границы глобальной империи с центром в Вашингтоне, понятно, не совпадали с географическими очертаниями территории Соединенных Штатов. Частью империи были и Канада, и Западная Европа, и Япония с Южной Кореей и Тайванем. Экономическая интеграция, подкрепленная военными союзническими обязательствами и общими ценностями, надежно удерживала империю от распада до тех пор, пока не исчез образ страшного врага, а прежний неприятель не стал хорошим другом. Распад вашингтонской мировой империи начался задолго до нынешних разногласий между США и Германией с Францией по поводу Ирака и трений Вашингтона с Сеулом из-за Пхеньяна. Создание ЕС, а затем и собственных сил быстрого реагирования на материке в значительной степени ослабляют экономическую и военную зависимость Европы от Соединенных Штатов.
Возможно, усиленная американская пропаганда, выставляющая мелкого восточного диктатора Саддама Хусейна чуть ли не полновесным аналогом Гитлеру и Сталину, призвана найти европейским умам замену страшному образу Советского Союза и скрепить разваливающуюся империю общей небольшой победоносной войной. Однако на так называемые «старые» европейские демократии такая тактика влияния пока не оказывает. Во всяком случае, две самые мощные европейские державы, оплот экономического развития на континенте, - Германия и Франция на этот раз решили не подыгрывать Соединенным Штатам. Помощь Вашингтону добровольно предложили страны Восточной Европы, однако Штатам для военной победы в Ираке их плохо обученные и укомплектованные воинские подразделения не нужны. Штаты разгромят Ирак самостоятельно без каких-либо сложностей (другой вопрос, чем это закончится для региона в целом). Америке нужна от ведущих государств «империи» политическая солидарность со своим курсом. А именно ее Германия и Франция как раз и отказываются предоставить.
За трещинами в трансатлантических отношениях, подчеркнувших резкое ослабление внешнеполитического влияния США, следуют катастрофа за катастрофой в делах внутренних. Внезапно выясняется, что экономика США надута, как готовый лопнуть пузырь, граждане боятся выйти на улицу, чтобы не попасть под пулю очередного «вашингтонского снайпера» или не сгореть под обломками самолета, хозяева небоскребов не могут сдать под офисы шикарные помещения, а население не хочет тратить постоянно обесценивающиеся доллары на дорогостоящие покупки.
Конечно, на какое-то время можно отвлечь американцев от страхов перед усиливающейся рецессией и террористами-камикадзе недолгой победоносной войной на другом континенте. Именно поэтому войны в Ираке, судя по всему, уже не миновать. Однако нет гарантий, что эта война еще больше не дестабилизирует внутриполитическую обстановку в США (про международную и говорить не приходится). Если Ирак в качестве средства защиты или возмездия применит оружие массового поражения или взорвет свои нефтяные промыслы ситуация в американской и общемировой экономике будет еще более ухудшаться. Или если война затянется, примет партизанский характер, и в Соединенные Штаты в самый разгар предвыборной президентской кампании полетят гробы, прежние страхи нации усилятся новыми, что непременно скажется и на политической стабильности.
Падение шаттла «Колумбия» не менее значимо и «знаково» для дальнейшей судьбы Соединенных Штатов Америки, чем террористические атаки на Вашингтон и Нью-Йорк, ослабление национальной экономики и усиливающиеся разногласия с союзниками в Европе. Как затопление станции «Мир» называлось концом эпохи великих советских достижений, так и гибель «Колумбии» и длительная пауза в пилотируемой космонавтике США может знаменовать начало заката великой американской науки. Когда главный приоритет руководства страны - война, когда год от года на фантастические суммы увеличивается военный бюджет и без того самой мощной в мире страны, а экономика катится в пропасть, вовсе как-то не до исследований влияния мирного космоса на планету и организм человека. Разве что интерес будет представлять военный аспект, например, в рамках НПРО, отчего поток долларов в НАСА окончательно не иссякнет.
И Буш уже пообещал выделить дополнительно на космос несколько сотен миллионов долларов. Оборонный же бюджет США на 2004 год составит 399,1 млрд долл, что на 4,5% больше, чем в текущем году. При этом, согласно планам американской администрации, расходы на обеспечение внутренней безопасности США и борьбу с угрозой терроризма возрастут почти на 10% и составят 41,3 млрд долл. И наверняка простые американцы поддержат такие перекосы в экономике в будущем году - им пока еще нравится решительность и набожность кризисного управляющего, они не хотят верить в закат свой великой страны и рады любому проявлению ее силы, например, войне с заведомо хорошим для себя концом.