Об этом говорят как минимум два фактора. Во-первых, в Ирак 8 февраля вновь приезжают главы ЮНМОВИК и МАГАТЕ Ханс Бликс и Мохаммед аль-Барадей, которые проведут с руководством Ирака еще один раунд переговоров, и это оттянет их доклад до 14 февраля. Вместе с тем, встретиться лично с Саддамом Хусейном им скорее всего не удастся, потому что для контактов с такими гостями есть представители первого лица с соответствующими полномочиями. Как будут развиваться переговоры, уже сейчас можно предположить с большой долей вероятности. Возможно речь пойдет об использовании для поисков следов оружия массового уничтожения самолетов-разведчиков У-2. Иракцы могут согласиться на это, но для сохранения собственного лица наверняка выдвинут условие прекращения американцами и англичанами налетов на Ирак. На это главы инспекций скажут, что это не в их компетенции, и Ирак вновь могут обвинить в несговорчивости. Это даст повод США и Великобритании бросить еще одну гирьку на «чашу войны».
Сам Ханс Бликс вроде бы с нетерпением ждет 5 февраля, чтобы в ходе заседания СБ ООН услышать от американского Госсекретаря Колина Пауэлла конкретных доказательств наличия в Ираке запрещенного оружия. В Багдаде стремление американского госсекретаря продемонстрировать такие документы называют политической игрой, основанной на сфабрикованных фактах. Таким образом, все будет зависеть от того, что конкретно будет предъявлено американской стороной.
С другой стороны, Ханс Бликс, ожидая информации от США, действует не вполне логично, заявляя, что инспекторы не обязаны искать свидетельства наличия в Ираке такого оружия и что доказательства его отсутствия должно представить руководство в Багдаде. Это входит в противоречие с известным принципом презумпции невиновности: получается, что что таким способом у любого государства при чьей-то нелюбви к его режиму можно потребовать доказательств «невиновности», а если они не будут предъявлены, руки у желающих свергнуть режим будут развязаны. Бликса называют объективным человеком, и он якобы делает это для ускорения проверки, но такой путь ведет скорее не к миру, а к войне.
За два дня до объявленного выступления на СБ ООН госсекретаря США Колина Пауэлла американская администрация сама предприняла попытку ослабить остроту ожидания сенсационных фактов. Пауэлл, как отметил в интервью египетской газете «Аль Ахрам» руководитель отдела политической стратегии госдепартамента США Ричард Хаас, представит скорее информацию о нарушениях, допущенных иракским правительством, нежели доказательства в прямом смысле слова. По его словам, США не смогут представить фотографии 30 тысяч снарядов, которые могут быть начинены боевыми химическими веществами, потому что спецслужбы в стремлении скрыть свои источники информации, как правило, предпочитают не распространять точной информации о полученных данных.
Таким образом, США как бы передают эстафету своим союзникам. Во вторник спецслужбы Британии и Израиля сообщили о наличии у них сведений о подземном заводе вблизи Багдада, якобы, производящем ОМУ и о средствах их доставки. Однако, видимо, эта информация тоже пока не принадлежит к разряду доказательств, так как собранная с помощью технических средств, она требует перепроверки.
Нужно сказать, что Владимир Путин тоже достаточно спокойно относится к предстоящему заседанию СБ ООН и к американским «доказательствам». На встрече с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, который на днях подписал письмо восьми лидеров европейских государств в поддержку позиции США по Ираку, российский президент еще раз заявил, что силовое воздействие - это «крайняя мера». Возможно, считает Путин, если инспекторы не будут удовлетворены предоставленными им возможностями для работы в Ираке, потребуется еще одна резолюция СБ ООН. Российский лидер явно не желает делать резких движений и ненавязчиво призывает к этому своих партнеров за океаном. Одновременно Путин, скорее всего, делает соответствующий намек и Ираку - быть более сговорчивыми с инспекторами и не лезть на рожон. Кроме того, Путин не акцентировал внимания и на письме «восьми» в поддержку позиции США по Ираку, среди которых была и Италия, а наоборот сказал, что в подходе к международным проблемам у России и Италии нет принципиальных расхождений. Путин как бы не заметил раскола в Европе по проблеме Ирака в связи с публикацией этого письма. Это скорее всего надо понимать так: в принципе войны в Ираке никто не хочет, а поэтому не надо обострять ситуацию из-за появления непринципиальных расхождений. Встреча Путина и Берлускони обозначила именно этот важный момент. Позиция России последовательна: нельзя называть Ирак обманщиком без конкретных доказательств, неопровержимость которых подтверждена инспекторами ООН. А если такие доказательства будут представлены, то СБ ООН должен решать, что предпринять.
Исходя из этого, надо полагать, что 5 февраля СБ ООН просто еще раз заслушает имеющиеся у США сведения. Все это плюс усиливаемые дипломатические шаги разных стран по предотвращению войны говорят за то, что умопомрачительных сенсаций 5 февраля быть не должно.
Вместе с тем нервы у всех участников предстоящего совещания все же напряжены, потому что на фоне обещаемых «разоблачений» в СБ ООН американцы оказывают давление и сообщениями о том, как они конкретно будут воевать, что превращает предстоящую акцию в реальность. А после встречи Джорджа Буша и Тони Блэра в Кемп-Дэвиде 31 января стало ясно, что на разоружение Ираку осталось не более полутора месяцев. А потом - или мир, или война.
Что касается непосредственно заседения Совета безопасности, то в программе российского министра иностранных дел Игоря Иванова кроме основной цели двусторонние переговоры с госсекретарем США Колином Пауэллом и встреча с министром иностранных дел Великобритании.
Немаловажно то, что с этого года членом СБ ООН на двадцать четыре месяца стала Германия. Она же до конца 2004 года будет возглавлять комиссию по санкциям против Ирака. От этой комиссии зависит, сколько нефти позволят Ираку продавать на мировом рынке и какие товары закупать на вырученные деньги. Вашингтон был, как говорят, против этого назначения, но Франция и Россия настояли именно на кандидатуре Германии. Кроме этого, Германия с 1 февраля заняла пост председателя Совета Безопасности ООН, и поэтому именно ее представитель будет управлять на заседании 5 февраля. Может быть это обстоятельство, учитывая, что Берлин категорически против решения иракского кризиса военно-силовым путем, будет способствовать тому, чтобы война уступила миру.
Сегодня вечером министр иностранных дел Игорь Иванов вылетел в США для участия в заседании Совета безопасности.