Сегодня можно рассматривать несколько позиций, которых придерживаются разные страны, группируясь даже в блоки вокруг возможных вариантов решений по Ираку. Первая и самая агрессивная позиция - непосредственно у администрации США, которая до сих пор тверда в стремлении разрешить иракский кризис силовым путем. Причем Вашингтон в запальчивости уже отставляет на второй план «доказательства вины» Ирака и устами министра обороны США Дональда Рамсфелда открыто заявляет, что само стремление свергнуть режим Саддама Хусейна - уже достаточное основание для силовой акции.
Вторая позиция у тех, кто по тем или иным причинам не желает ссориться с Вашингтоном и поддерживает его в стремлении напасть на Ирак. При этом многие лидеры примкнувших к Бушу стран испытывают сомнения в правильности сделанного выбора. Это - восемь европейских стран, опубликовавших письмо с поддержкой Буша, к которым затем примкнули еще четыре европейские страны. Есть такие страны и за пределами Европы. Среди мусульманских государств - это Турция.
Третья позиция у тех, кто откровенно не поддерживает силовое вмешательство США. Среди лидеров этих стран есть те, кто неприязненно относятся к Вашингтону, и те, кто считается его союзниками, в частности, по блоку НАТО. Таких много в арабском и мусульманском мире, таких большинство в Совете Безопасности ООН и среди них Кофи Аннан, а из европейских стран это, в первую очередь, Германия и Франция. В этой же группе находится и Россия, причем Москва была и остается серьезным участником решения иракской проблемы.
На днях некоторые из тех, кто комментировал появление у Германии и Франции альтернативного плана, называли его даже секретным. Такой ярлык выгоден тем, кто особенно яро выступал за силовую акцию. Но представить себе Германию и Францию в виде скрытных заговорщиков, которые лелеют тайные стремления поссориться с США, изгнать их из Европы и, чего доброго, занять их место в мире, настолько несерьезно, что об этом и говорить не стоит. Поэтому мысль о секретности немецко-французских замыслов сразу была забыта как безосновательная. К тому же ни Германия, ни Франция, ни Россия на всем протяжении споров об Ираке никогда не меняли своей позиции и были достаточно последовательны. Достаточно напомнить мнение Герхарда Шредера, который заявил, что, мол, если Германии не удастся помешать силовой акции, то ввязываться в нее она уж точно не будет.
Надо сказать, что упорное нежелание Германии идти на поводу у США в стремлении наказать Ирак, вызвало серьезное раздражение в Вашингтоне, особенно, среди военных. Раздавались даже слова о том, что Германия де своим упрямством уже испортила отношения с заокеанскими партнерами. Это еще раз подтверждает убежденность в том, что никаких секретных планов не было, а близость Москвы к Берлину и Парижу в мирном решении иракской проблемы вполне естественна. Иначе и быть не могло.
Кстати, здесь стоит упомянуть и Бельгию, которая фактически пригрозила вето в НАТО в случае решения вопроса об участии этой организации в силовой акции против Ирака. Речь пока, правда, шла лишь о возможной поддержки со стороны НАТО участия Турции, но это уже немало. Надо думать, что Бельгия не будет в одиночестве. Во всяком случае, голосование по этому вопросу в НАТО сегодня было прервано именно по причине отсутствия консенсуса.
Логично предположить, что Россия постоянством своей позиции в какой-то мере повлияла на неизменность отношения к иракской проблеме даже таких сильных и независимых игроков как Германия и Франция. В свою очередь Россию в правоте своей позиции мог укрепить Китай. Но несмотря на очевидное взаимное влияние это сумма самостоятельных позиций, а не секретный заговор. И такая ситуация не ведет к разброду и шатанию, а напротив приближает к истине.
Надо отдать должное президенту Владимиру Путину, который, противореча Бушу в решении иракской проблемы, рисковал испортить с ним отношения значительно больше, чем Герхард Шредер и Жак Ширак, у которых есть традиционная родовая близость с заокеанским партнером. Однако Путина нельзя упрекнуть в том, что он, как заявляют некоторые аналитики, ходит по лезвию бритвы и хочет быть одновременно и холодным и любезным со всеми, в ком заинтересован. Путин все больше проявляет себя как прагматик. Он четко понимает все сложности России внутреннего порядка, правильно оценивает рейтинг своей страны на мировой арене в экономическом и политическом отношении, а посему прекрасно понимает, что России не выгодно портить отношения с США, которые с таким трудом были налажены. Но столь же невыгодно ссориться и с Европой - главным приоритетом российской внешней политики и ближайшим соседом, необходимо укреплять отношения с Китаем. Кроме того, у России, как и всех остальных заметных участников решений по Ираку, есть ответственность перед мировым сообществом за то, чтобы не допустить раскол. Однако, расколом грозит в гораздо большей степени война в Персидском заливе, чем самостоятельность позиций группы стран. Предупреждение этого раскола было главной во время вчерашнего визита Путина в Германию, она же будет темой номер один в ходе его визита во Францию.
Между тем, ситуация в Персидском заливе обостряется изо дня в день в силу усиления там американского военного присутствия. А Джордж Буш в воскресенье в штате Вирджиния вновь заявил, что «Саддам Хусейн дурачит мир уже 12 лет, не разоружается и поэтому ради мира и ради безопасности Соединенных Штатов, наших друзей и союзников мы разоружим Саддама Хусейна, если он не разоружится сам». Буш упомянул в своем заявлении союзников и друзей. Так вот эти союзники и друзья - Германия, Франция и Россия - предпринимают усилия для того, чтобы переубедить США не действовать опрометчиво и слишком эмоционально. Тем более, что со стороны Багдада идет все больше инициатив сотрудничать с инспекторами ООН и даже с США. Например, министр торговли Ирака Мухаммед Магди Салех заявил, что Ирак готов допустить на свои нефтяные месторождения компании США и Великобритании в случае прекращения Вашингтоном враждебных действий. Это, по его мнению, могло бы кардинально изменить ситуацию вокруг Ирака. Кроме того, министр Салех заявил, что «Ирак готов подписать программу долгосрочного сотрудничества с Россией в любое удобное для нее время». Речь идет о программе в 40 млрд долларов, которая должна быть подписана еще в 2001 году. К этим предложениям нельзя не прислушаться. Они говорят о том, что окно политического, а заодно и экономического решения иракской проблемы еще не закрыто, и захлопывать его не стоит. Эти предложения говорят о том, что в Ираке может всем хватить места: и США, и Великобритании, и России, и другим странам. Для справки следует заметить, что, по мнению экспертов журнала «Тайм», находящиеся в настоящее время на территории Ирака запасы нефти могут полностью и бесперебойно обеспечить все импортные потребности США в течение ближайших ста лет. Об этом тоже нужно помнить при оценке истинных причин иракского кризиса и разработке механизмов его урегулирования.