-Геннадий Илларионович, как Вы оцениваете перспективы развития внутриполитической ситуации в Ираке в случае военного вторжения в эту страну?
-Прежде всего, я хотел бы сказать, что у меня остается хотя и маленькая, но все же надежда на то, что войны в Ираке удастся избежать. Один из аргументов против крупномасштабного военного вторжения в Ирак заключается в том, что последствия этой военной операции очень плохо просчитаны. В этой связи есть два очень важных фактора, которые заслуживают серьезного внимания. Во-первых, в результате этой операции Ирак может прекратить свое существование в нынешних его границах. С выделением из его состава курдов и распространения движения курдов за независимость и национальный суверенитет на территории сопредельных стран, и в первую очередь на территорию Турции.
Во-вторых, нельзя забывать о проблеме религиозного несоответствия руководства Ирака и большинства населения страны - суннитами и шиитами. В результате военной операции может получиться так, что и на территории, которая останется от нынешнего Ирака, может образоваться шиитское государство, будущее которого и характер его отношений с Саудовской Аравией сейчас очень трудно просчитать.
(Саддам Хусейн - суннит, хотя в Ираке больше шиитов. Население Саудовской Аравии 22 млн - в подавляющем большинстве сунниты, шиитов -около миллиона. Основное различие между суннитами и шиитами состоит в разных взглядах на имамат. Для суннитов имам - духовный и светский глава, назначаемый по воле общины. Для шиитов имам - носитель божественной благодати, передающейся по наследству в роде Али. - Прим. ред.).
-Как, по Вашей оценке, будет вести себя население Ирака по отношению к Саддаму Хусейну в случае военного вторжения?
-Я думаю, что если для нас являются примерами войны в Югославии, в Боснии и Герцеговине, а также в Афганистане (а они должны являться для нас примерами), то у населения Ирака будет очень мало шансов что-либо выражать. Оно, к сожалению, будет являться основным объектом бомбардировок. Наибольшее количество жертв будет, увы, со стороны именно мирного населения. От конфликта к конфликту число жертв среди мирного населения постоянно растет и, как мы полагаем, в данном случае оно может составлять от 80 до 90 процентов от общего числа потерь иракцев. По существу - это будет планомерное убийство гражданского населения. Поэтому возможности думать о судьбе Саддама Хусейна у иракцев фактически не будет.
- На чем основаны такие расчеты?
-По тем сведениям, которые проникли в печать, в течение первой недели предполагается нанесение ракетно-бомбовых ударов, в том числе крылатыми ракетами и беспилотными самолетами, из расчета 300-400 вылетов в день. Это будут удары по площадям, а не объектам, как это пытаются представить. То есть, я повторяю, это будет планомерное уничтожение населения Ирака. Честно говоря, отвратительно видеть и слышать утверждения американских военных о том, что они будут оказывать гуманитарную помощь пострадавшему населению. Получается так, что сначала убьют, а потом будут оказывать помощь.
-Можно пофантазировать на тему дальнейшей судьбы Саддама Хусейна в случае оккупации? Решиться ли он на то, чтобы покинуть страну, или останется вместе с иракцами?
-Честно говоря, этот вопрос в наименьшей степени меня волнует. Но, если спрашиваете, позволю себе высказать личное мнение. Думаю, никуда он не уедет. Если хотите, для него это вопрос принципа. Кроме того, бегство куда-то, это бегство в никуда.
-Как Вы оцениваете возможности сформирования нового режима в Ираке после проведения операции?
-Я полагаю, что никаких реальных перспектив на этот счет, по крайней мере, сейчас, не просматривается. Может, конечно, появиться какой-то Карзай, который будет сидеть в Багдаде и носа не высовывать. Марионетка, управляемая американцами, конечно, появиться может. Могут найти какого-нибудь генерала, которого никто слушать не будет, и тем более не будет ему подчиняться.
-Какими могут быть последствия военной операции для экономики Ирака?
-Полагаю, что последствия будут самыми неблагоприятными. Говоря коротко, после таких мощных ударов по Ираку, которые планируются сегодня, экономику страны невозможно будет восстановить даже в течение двух лет. Это, прежде всего, касается нефтедобычи. Обещания обойтись минимальным ущербом и восстановить разрушенное хозяйство в кратчайшие сроки малоосновательны.
-В чем состоит опасность проведения военной операции в Ираке для Турции?
-По существу, под угрозой может оказаться территориальная целостность Турции. Как известно, курды стремятся к созданию независимого государства Курдистан. И они не преминут воспользоваться очень подходящей для этого возможностью. Курды, живущие на территории Турции, конечно, будут стремиться войти в состав этого нового государства. Проблема может стать во весь рост в случае крупномасштабных военных действий на территории Ирака.
-А могут ли оккупационные войска рассчитывать на поддержку курдов? Или курдов будут интересовать сугубо национальные интересы?
-В этой связи стоит отметить, что некоторые курдские руководители хорошо изучили марксизм-ленинизм. Они понимают, что в условиях серьезного глобального противостояния происходит ослабление их основного противника. И в таких условиях они имеют реальную возможность побороться за национальное самоопределение.