Жизнь в Кабуле начинается рано. Город просыпается в пять утра, как только с минаретов многочисленных мечетей начинают раздаваться слова молитвы муэдзинов, усиленные динамиками, призывающих правоверных к утреннему намазу. В центральной части города не протолкнуться уже в семь утра. Работают лавки, дуканы, базары. По улицам довольно плотными потоками движутся автомашины и повозки.
Многолюднее всего на знаменитой Чикин-стрит, где продаются разного рода сувениры, традиционные афганские ковры, старинное оружие и монеты, изделия из серебра и полудрагоценных камней. На витринах некоторых магазинов вместе с тесаками от английских винтовок времен колониальных войн можно увидеть солдатские ремни с символикой Советской армии и цигейковые шапки-ушанки со звездой, офицерские портупеи. Не редкость встретить и продавца, способного довольно сносно общаться на русском языке. Сувениры покупают, как правило, военнослужащие международного контингента по обеспечению безопасности, сотрудники гуманитарных организаций, иностранные журналисты.
На улицах много нищих и попрошаек. Любого одетого не в афганское платье человека сразу же окружают женщины, одетые в паранджу, и дети. Дергая настойчиво за рукав, они заученно твердят: «Мистер, як доллар бакшиш» (господин, дай один доллар - Страна.Ru).
Из бесед с кабульцами, впрочем, и не только с ними, много не узнаешь. Афганцы народ словоохотливый. Но если не знают человека, отвечают, как правило, витиевато, но односложно. Пожалуй, как никто другой народы этой многострадальной земли знают цену слова. О перспективах восстановления в стране мирной жизни и прекращения войны большинство отзывается скептически. И для этого есть немало оснований.
Итоги антитеррористической операции
По оценкам военных специалистов, за год с небольшим Соединенным Штатам так и не удалось достичь цели широко разрекламированной антитеррористической операции. Несмотря на ковровые бомбометания, применение новейшего высокоточного оружия, задействование сил специального назначения не только Пентагона, но и элитных подразделений коммандос Великобритании, Австралии, Канады, - потенциал талибов и их союзников из «Аль-Каиды» практически не подорван.
Многочисленные специальные операции американцев и их союзников с участием афганских формирований, лояльных Хамиду Карзаю, закончились фактически ничем. Не арестован ни один из лидеров террористов. Основная масса талибов либо ушла в Пакистан, где укрылась в зоне проживания так называемых свободных пуштунских племен, расположенной вдоль афгано-пакистанской границы, либо, сбрив бороды, растворилась среди местного населения, перейдя к партизанским действиям. Некоторые, кто имел средства, выехали в страны Аравийского полуострова. Афганцев с явно талибскими бородами, разъезжающих кто на джипах, кто на подержанных автомобилях, не раз приходилось видеть в Арабских Эмиратах и Катаре.
Как сквозь землю провалились ракеты «Скад» советского производства, доставшиеся талибам от моджахедов Раббани, захвативших их в свою очередь у Наджибуллы. Поговаривают, что они спрятаны в труднодоступных горных районах. Добыча американских спецназовцев, как правило, ограничивалась в основном устаревшим или негодным к применению вооружением.
В то же время растут боевые потери американцев. Согласно официальной статистике, с начала военных операций в октябре 2001 г. погибло около 50 и ранено более 340 американских военнослужащих. В действительности же потери американцев в Афганистане гораздо серьезнее. Анализ сообщений на эту тему пакистанской газеты «Ньюз» за прошлый год, предположим, даже завышенных, позволяет сделать вывод, что на самом деле американские военные потеряли убитыми как минимум 800 человек. В прошлом году только в четырех случаях погибли, по крайней мере, 60 американцев. Вначале неподалеку от столицы провинции Пактия - города Гардез при обстреле неизвестными автомашин с солдатам США были убиты 12 военнослужащих. Затем в провинции Хост в результате подрыва на мине армейского джипа погибли четверо американцев, в Кабуле еще четверо, и опять в провинции Хост в ходе массированного обстрела, по крайней мере, еще 40. В декабре 2002 г. огнем из зенитных средств один за другим были сбиты сразу три вертолета США.
Растут и так называемые «небоевые» потери. Счет им идет уже на сотни. Это погибшие в результате авиационных катастроф и аварий техники, неосторожного обращения с оружием, нарушения мер безопасности и прочего. Американские военные, как и в первые годы пребывания в Афганистане так называемого ограниченного контингента советских войск, пытаются скрывать от общественности данные о своих потерях. Родственникам погибших под угрозой прекращения выплат пенсий и пособий запрещено общаться с представителями прессы и рассказывать об обстоятельствах гибели родных. Однако рано или поздно все тайное становится явным. Скорее всего, истинные данные о потерях в Афганистане будут использованы против Джорджа Буша его соперниками с началом очередной предвыборной президентской кампании.
Борьба за власть
Несмотря на некоторые успехи - возобновление полетов самолетов национальной авиакомпании «Ариана», проведение денежной реформы, восстановление телефонной связи в Кабуле, оживление торговли в ряде крупных городов, Афганистан все-таки сегодня больше похож на конфедерацию эмиратов, во главе каждого из которых стоит некоронованный шейх, лишь номинально признающий кабульскую власть. Мало кто из региональных лидеров намерен добровольно принять все условия центрального правительства. Ведь в этом случае с Кабулом придется делиться властью. Скорее всего, страну по-прежнему будут раздирать межэтнические и межклановые противоречия, борьба между различными политическими и этническими группировками за сферы влияния и маршруты наркотрафика.
Специалисты ЦРУ и ФБР США, сотнями работающие вахтовым методом в Пакистане и Афганистане, прогнозируют дальнейшую координацию усилий талибов, «Аль-Каиды» и боевиков из «Хизб-э-Ислами» Гульбеддина Хекматиара. По оценкам бывших сотрудников советской военной разведки, прошедших Афганистан, лидер «Хизб-э-Ислами» сейчас более опасный противник, чем талибы или «Аль-Каида».
Если для значительной части афганцев последние по большому счету являются чужаками, то Хекматиар свой. Он имеет сильные позиции среди пуштун юго-восточных провинций Афганистана - Гильменда, Кандагара, Урузгана, Забули, Газни, Пактики, - разделяющих взгляды лидера «Хизб-э-Ислами» по началу широкомасштабной вооруженной борьбы против США и созданию «Великого Пуштунистана». В последнее время афганская контрразведка стала отмечать появление его эмиссаров и в населенных пунктах на севере страны, расположенных в непосредственной близости от границы с Таджикистаном - в провинции Кундуз, откуда он родом.
У Хекматиара есть своя собственная, достаточно эффективная спецслужба, созданная в начале 80-х годов прошлого столетия Управлением межведомственной разведки Пакистана, есть деньги, на которые он закупает оружие и вербует тех, кто еще не навоевался. А в Афганистане, в котором уже не одно поколение выросло на фоне затяжной войны, такие найдутся всегда.
Афганские спецслужбы располагают информацией о возобновлении деятельности на территории страны подпольных лагерей по подготовке террористов. Не исключено, что лидеры террористов готовятся к каким-то широкомасштабным действиям. Причем, не только в Афганистане, но и на территории других стран. Сигналом для перехода от партизанских вылазок к широкомасштабным действиям может стать начало военной операции США против Ирака.
Обострение внутриполитической ситуации в Афганистане может также произойти с началом обсуждения новой Конституции страны. У каждой из политических группировок, а их насчитывается уже более двух десятков, свое видение содержания Основного закона.
Еще одним фактором, способным если и не взорвать обстановку в стране, то оказать на нее серьезное негативное влияние, является возвращение в родные места беженцев. По данным ООН, в Афганистан возвратилось примерно 2 млн. человек. Еще столько намерены вернуться. Не хватает продовольствия и средств для их обустройства. Это, в свою очередь, является одной из причин роста уголовных преступлений в стране.
Две армии
И в Кабуле, и в странах-участницах международной коалиции понимают, что одной из предпосылок стабилизации в стране является создание сильных правоохранительных структур и национальной армии.
Полиция, судя по многим признакам, воссоздается при помощи Германии. Следует отметить, что немцы довольно успешно сопровождают это своего рода пропагандистскими акциями. К примеру, на патрульных автомобилях, поступивших из ФРГ, наряду с новыми надписями на дари или пушту остались и немецкие. Но если с воссозданием полиции все более или менее понятно, то в строительстве национальной армии немало проблем.
Фактически нынешние Вооруженные силы Афганистана - это бывшая армия Северного альянса. Понятно, что такое положение не устраивает не столько Карзая, сколько посадивших его на «трон» американцев. Поэтому взгляды северян во главе с министром обороны Фахимом и американцев на строительство национальной армии после прекращения широкомасштабных боевых действий сразу же разошлись.
По планам военных специалистов США, афганская армия должна быть мобильной, технически оснащенной, компактной - общей численностью не более 70 тыс. человек. По мнению же Фахима, под ружьем необходимо держать как минимум 200 тыс. человек. Итогом стало существование в Афганистане сразу двух армий. Та, которая подчиняется министерству обороны, то есть Фахиму, живет фактически на голодном пайке. Другая создается при помощи США как национальная гвардия, подчиненная непосредственно Хамиду Карзаю. В настоящее время в строю уже 6 батальонов. Ходят слухи о завершении формирования еще одного батальона, который может стать прообразом подразделений специального назначения новой афганской армии.
Помимо участия в создании армии, администрация Джорджа Буша намерена оказать помощь в формировании национальной пограничной службы. Как было заявлено, планируется создать около 200 пограничных постов. Общая численность афганских пограничников не должна превышать 12 тыс. человек. Однако при значительной протяженности границ и отсутствии технических средств такого количества не хватит даже для того, чтобы закрыть границу с Пакистаном. Следовательно, основная нагрузка и расходы по охране границы по-прежнему будут лежать на соседях Афганистана.
Подготовку рядового состава осуществляют американские и французские инструкторы. Несколько групп афганских офицеров направлены на учебу в США и ряд европейских государств. Насколько известно, были разговоры о возможности обучения афганских офицеров в военно-учебных заведениях российской армии. Однако, по всей видимости, пока дело дальше разговоров не пошло.
Опийный мак - главная сельхозкультура страны
По данным, обнародованным Комиссий ООН по контролю за наркотиками, в 2002 г. 70 % терьяка и героина в мире было произведено в Афганистане, 22 % в Мьянме, 3 % в Лаосе, остальное в других регионах. По оценкам экспертов, в сфере торговли наркотиками занято минимум полмиллиона афганцев. Это занятие приносит многомиллионные прибыли не только наркобаронам. Отдельные представители власти, командиры подразделений афганской армии, вожди племен также участвуют в этом. В разоренной многолетней войной стране торговля наркотиками дает возможность местным лидерам содержать боеспособными свои вооруженные формирования, сохраняя, таким образом, независимость от Кабула.
Принимаемые администрацией Карзая меры по переориентации афганских крестьян на выращивание альтернативных опийному маку сельхозкультур не привели к ожидаемым результатам. Не помогли и попытки выплаты крестьянам денежных компенсаций за добровольно уничтоженные плантации опийного мака. Размер ком-пенсации за один гектар посевов значительно меньше реальной выручки от продажи собранного с него опия-сырца. Ни к чему не привели и попытки организовывать уничтожение наркопосевов силовыми методами. Нередко они перерастали в вооруженное противоборство с населением. А попытка уговорить крестьян провинции Наргархар отказаться от культивирования опийного мака чуть не стоила жизни министру обороны Мохаммаду Фахиму, на которого в прошлом году было совершено покушение.
После изгнания талибов прошлый год стал одним из самых урожайных по сбору опия-сырца. С площади примерно в 80 тыс. гектаров, засеянных опийным маком, было собрано почти 3500 тонн опиатов. Из них можно произвести примерно 350 тонн героина. Эксперты ООН считают, что из урожая прошлых лет, до сих пор не вывезенного за пределы Афганистана, нарко-группировки могут выработать еще 280 тонн героина. Такого количества этого сильнейшего наркотика достаточно для того, чтобы введением одной смертельной дозы уничтожить население Дании и Норвегии одновременно.
Главным производителем наркотиков в Афганистане считается провинция Гильменд, где под посевы опийного мака занято 30 тыс. гектаров. На долю этой провинции, а также Кандагара, Наргархара, Бадахшана и Урузгана приходится примерно 95 % всего производства наркотиков в Афганистане. Лаборатории по переработке опия-сырца в героин функционируют в провинциях Гильменд, Нимроз, Нангархар, Урузган, Кандагар, Бадахшан, Кунар, Пактия, Пактика, Хост, Кундуз и Тахор. Обо всем этом прекрасно осведомлены американцы. Но, как они сами заявляют, борьба с наркотиками на территории Афганистана в их планы не входит. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с начала антитеррористической операции США из Афганистана не пришло ни одного сообщения об уничтожении хотя бы одной лаборатории по производству героина или хранилища с наркосырьем или готовой продукцией.
Советов решения проблемы запрета культивирования в Афганистане опийного мака раздается немало. Самые радикальные из них - уничтожение посевов армейскими спецподразделениями и распылением над полями дефолиантов. Практика борьбы спецподразделений США с колумбийскими наркокартелями показывает, что применение силы решает проблемы лишь на время. Наркомафия из каждого удара извлекает уроки, совершенствуя тактику действий и свою организационную структуру. Выкуп у крестьян наркосырья также не оправдывает себя. Наоборот, стимулирует их к расширению посевов наркокультур.
Тем не менее, решение проблемы афганских наркотиков есть. Для этого потребуется не один год и обязательное объединение усилий мирового сообщества. Прежде всего, необходимо сохранить так называемые пояса безопасности, созданные ООН вокруг Афганистана с целью воспрепятствовать потоку афганских опиатов в страны Европы и Западной Азии. Напомним, что решение ООН об их создании и целевом финансировании пограничных структур и специальных служб ряда государств, граничащих с Афганистаном, в том числе Пограничной группы ФПС России в Таджикистане, позволило более чем в 20 раз повысить объем изымаемых на границах афганских наркотиков.