Вопреки утверждениям Соединенных Штатов о неготовности Пхеньяна к конструктивному диалогу северокорейская сторона призвала Великобританию стать посредником и организовать прямые переговоров Пхеньяна и Вашингтона. А в беседе с журналистами представитель МИД КНДР подчеркнул, что его страна стремится мирным путем найти решение своих противоречий с Вашингтоном и не планирует производить ядерное оружие, несмотря на выход из Договора о нераспространении ядерного оружия. Что касается утверждения об отсутствии планов производства оружия массового уничтожения, то жизнь покажет, насколько такие заверения соответствуют действительности. По мнению российских экспертов, критерием оценки достоверности таких утверждений может быть степень готовности Северной Кореи к проведению ядерных испытаний. А подготовку к такого рода мероприятиям при современных средствах контроля скрыть невозможно, как бы этого ни хотелось.
Другое дело - настойчивые заявления Пхеньяна о готовности вести прямой диалог с США. В этой связи можно отметить, что северокорейская дипломатия идет на несколько шагов впереди американской администрации, которая ну никак не хочет отказаться от угроз в адрес КНДР и говорить с Пхеньяном на равных. А в ответ на угрозы у северокорейцев есть уже давно известная заготовка: «армия и народ КНДР дадут отпор в случае, если США вторгнутся хотя бы на пядь северокорейской земли, в ее морское или воздушное пространство".
Не стоит сомневаться в том, что в самом крайнем случае северокорейское руководство действительно пойдет на военные меры, чтобы защитить свой суверенитет. И вряд ли можно считать эти гневные отповеди Пхеньяна лишь одним из проявлений «чучхеистской» пропаганды. Это, увы, реальность, недооценивать которую было бы опасно, в том числе и для Соединенных Штатов. Ведь внешняя политика КНДР изменилась только в отдельных ее аспектах - в стремлении выйти из состояния самоизоляции и наладить с внешним миром нормальные отношения. В остальном же, и в частности, в готовности любыми средствами отстоять свою независимость и равные права на существование, она осталась неизменной. В силу давно сложившихся геополитических условий небольшая по территории, населению и ресурсам Северная Корея всегда была вынуждена вести весьма изворотливую политику, чтобы отстоять свои интересы и не затеряться среди таких крупных и развитых стран, как Китай, Россия, Япония, Южная Корея и США. И когда изворотливости, терпения, а также внешней помощи и поддержки не хватало, Пхеньян нередко прибегал к таким экстравагантным мерам самозащиты, как заявления о готовности «применить любые, даже суперсовременные средства» и «пойти на гибель» во имя идеалов «чучхе», при этом утащить за собой и весь остальной мир. Но все это - не более, чем устрашающие заявления.
Это, похоже, хорошо поняли в Западной Европе и приняли как факт. Европейцы первыми из западного мира пошли на установление дипотношений с КНДР и, в отличие от американцев, с каждым днем проявляют все большую готовность помочь северокорейцам войти в современный мир. Но без оружия, тем более ядерного. И без привычки решать свои проблемы путем запугивания и шантажа. Европа же надеется, что ей удастся повлиять на внешнюю и внутреннюю политику северокорейского руководства с тем, чтобы она постепенно приходила в соответствие с новыми мировым стандартами.
Именно в этом ключе, как представляется, можно рассматривать и сегодняшнее заявление в Сеуле представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы о неприемлемости жесткой дипломатии США в отношении КНДР. Очень важным является признание европейским представителем того, что именно американцы виноваты в срыве сроков строительства в КНДР атомной электростанции на легководных ядерных реакторах, что стало поводом для возобновления Пхеньяном ранее приостановленной собственной ядерной энергетической программы. Не менее важно и то, что глава европейской дипломатии не поддержал стремление США жесткими методами добиться лишения Северной Кореи права на ядерную программу даже в мирных целях и заявил, что Совету Безопасности ООН нельзя принимать решения, обостряющие напряженность вокруг Кореи. Санкции против КНДР пока преждевременны и могут привести лишь к росту напряженности в регионе, считает Хавьер Солана.
Необходимо отметить, что жесткой позицией США в отношении КНДР весьма обеспокоены и в Сеуле, который выступает за тесное сотрудничество с ЕС по вопросу мирного разрешения кризиса вокруг КНДР. На встрече с Соланой южнокорейский президент Ким Дэ Чжун заявил, что он не верит утверждениям Вашингтона о наличии у Северной Кореи возможностей для производства 1-2 ядерных заряда. Он выразил опасения относительного того, что нагнетание напряженности на Корейском полуострове может спровоцировать войну в регионе и призвал Вашингтон и Пхеньян вступить в прямой диалог.
В этой связи намерение МАГАТЭ принять рекомендации о рассмотрении ядерной проблемы в Совете Безопасности ООН является явно преждевременным. И если на заседании руководства МАГАТЭ в Вене они все же будут приняты, то это лишь помешает усилиям России, Китая, Южной Кореи и Евросоюза, направленным на снижение напряженности ситуации вокруг Кореи и так называемого ядерного вопроса.
Да и сам этот вопрос, по крайне мере сегодня, носит явно надуманный характер: испытания ядерного оружия в КНДР не осуществлялись, готовых средств его доставки у Пхеньяна нет. Значит и нет по существу и ядерного вопроса. А его постановка на международных форумах выгодна лишь США, в реализации их политики устрашения, и ┘ Северной Корее, стремящейся таким странным, петляющим и опасным путем выйти из кризисной ситуации. Отчасти созданной ей самой.