- Ирак внутри страны предпринимает меры к защите от агрессии. Парламент принимает закон о запрещении производства в стране оружия массового уничтожения (ОМУ). Может быть после принятия этого закона американцы оставят Саддама в покое?
- Я не уверен, что американцы сочтут это достаточным основанием для отмены своих военных приготовлений и нанесения удара. Потому что они всегда могут назвать это очередным трюком правящего режима, пытающегося сохранить власть. Президент Буш говорил, что этот режим нужно уничтожить, поскольку он не только производит ОМУ, но и с Аль-Каидой сотрудничает, хотя достаточно весомых доказательств ни того, ни другого пока не было представлено. Американцы могут назвать это очередным маневром, который уводит от истины.
- Сейчас многие говорят, что Ирак в сотрудничестве с инспекторами идет по правильному направлению. Вы с этим согласны?
- У меня тоже такая точка зрения, но в Вашингтоне могут сказать: «Мы не верим!». И добавят, что или иракцы хорошо спрятали, или инспектора плохо ищут. У них именно такая аргументация.
- А американцев вообще что-то может убедить? Или удар неотвратим, даже при известном мнении Франции и Германии?
- Американцы вполне без них могут обойтись. И ударят без санкции Совета Безопасности. Это, правда, будет для мирового сообщества не совсем легитимно. Но ведь американцы заявили, что не будут считаться с Советом Безопасности ООН, поскольку они находятся в состоянии войны с терроризмом и имеют право применить силу, не советуясь даже со своими союзниками, если считают, что существует угроза их государственной безопасности. Это официальная точка зрения, которая была озвучена и госсекретарем Колином Пауэллом и президентом США. Наши средства массовой информации как-то не особенно обратили внимание на это заявление, а в нем говорится, что после 11 сентября США находится в состоянии войны с терроризмом и, следовательно, может принять решения без Совбеза ООН. Аамериканцы этим заявлением уже заранее развязали себе руки.
Есть еще и другие основания считать, что удар будет, скорее всего, нанесен - экономические и внутриполитические. С чисто экономической точки зрения сейчас вывести оттуда сосредоточенные там вооруженные силы - это дороже, чем нанести удар. Если группировка будет отведена и ничего не произойдет и не изменится, то Бушу на следующий срок бесполезно выдвигать свою кандидатуру на пост президента.
- Если удар будет нанесен без санкции, Россия, несмотря на осуждение, разумеется, не испортит своих отношений с США?
- Нет, не испортит. России сейчас нужно просчитывать очень простую вещь. Россия в любом положении «цугцванга», когда вас вынуждают делать невыгодный ход, который ведет к ухудшению позиции.
Если мы поддерживаем США, то портим отношения с арабским миром и с Китаем. Если мы США не поддерживаем, то это тоже не в нашу пользу. Ну а если сохранять середину и говорить, что это нехорошо, то так было уже в истории с нашей позицией по Сербии, когда соответствующие страны от нас отвернулись. Беда нашей дипломатии после распада СССР в том, что мы потеряли всех союзников, которые у нас были, а кого мы приобрели? Никого.
- Пытаемся приобрести США.
- Пытаться приобрести и приобрести - это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Таким образом, на протяжении долгих лет после распада СССР наша дипломатия была провалена. Сейчас при новом руководстве пытаются что-то изменить, но во многом уже «поезд ушел». На Россию вообще не обращали бы никакого внимания, если бы у нас не было ядерного оружия. Мы были бы на уровне Аргентины или Бразилии, с которыми нужно считаться, но не в данном случае. Американцы сами говорят, что от «Тополя-М» у них в ближайшие 10-15 лет нет защиты. Значит с нами надо считаться, потому что этот русский медведь проснется и, бог знает, что может сделать.
- Вскоре будет конференция в Женеве по разоружению, и Ирак должен председательствовать. Американцы пытаются отстранить их от этого. Получится у них?
- Думаю, получится. Они упустили, когда Ливия возглавила Совет по правам человека в ООН. Это вообще было анекдотично, но, правда, она ведет себя прилично, а если Ирак, то это будет просто скандально. Страна, которую разоружают силой, вдруг возглавит процесс переговоров по разоружению. США этого не допустят.
- Итак, удар, скорее всего, будет нанесен┘
- Девять к одному, что будет нанесен.
- Какова будет судьба Саддама Хусейна? Убьют, уедет, скроется? Как будет вести себя население вор время войны? Будет биться за него или все произойдет, как в Румынии с четой Чаушеску?
- Румынский вариант вполне вероятен. У Саддама Хусейна сейчас два пути. Первый - сейчас уходить в отставку и просить политического убежища в какой-то стране, в какой - это другой вопрос. Второй - оставаться и скрываться, а если убьют, то он превратится в очередного мученика для арабской улицы.
- А после удара американцы смогут предъявить мировой общественности «в железе» убедительные доказательства нахождения в Ираке ОМУ?
- Я не думаю, что они смогут это сделать. В недавнем интервью генерал Шаманов, человек военный, четко сказал, что и Ирака осталось шесть ракет типа «Скад». И то, что Ирак нарушил резолюцию, запрещающую ему владеть ракетами с дальностью действия более 150 километров, это точно, потому что ракета «Самуд», которую они достаточно давно испытали, бьет до 2000 километров. Ну, найдут, предположим, ракеты «Самуд», но это не значит, что там разрабатывалось оружие массового уничтожения (ОМУ). А ОМУ в виде химии или бактериологии в условиях войны можно ведь и подбросить для того, чтобы оправдаться перед мировым сообществом в случае, если не будет дана санкция на применение силы.
- А сделать новое иракское государство без союзников они смогут?
- Вот это уже сложно. Вопрос в том, что Ирак может не сохранить свою целостность. Если он развалится на три части, как большинство считает, то начнется неразбериха.
Если курдская часть захочет самостоятельности, то ни Сирия, ни Иран, ни Турция не захотят этого и вмешаются всеми силами. Придется гасить этот очаг.
Если иранские шииты будут поддерживать юг, где размещаются в основном шииты Ирака, то это означает, что иранские войска оказываются у границ Кувейта и Саудовской Аравии - еще один очаг.
Американцы вряд ли справятся с этой ситуацией.
И третье - если, условно говоря, посадят какого-то короля из династии хашимитов, которые сидят в Иордании, то игра получается уже другого рода. Дело в том, что король Фейсал, который был убит в 1958 году во время восстания, но у него остались потомки и в хашимитской династии можно взять какого-то представителя и посадить его в Ираке. Насколько он сможет объединить страну под прикрытием американских войск, мне сказать сложно.
На широкое партизанское движение в Ираке рассчитывать нельзя, потому что здесь ландшафт не как в Афганистане или во Вьетнаме. Здесь в основном пустыни и негде спрятаться. Хотя отдельных террористических актов исключать нельзя, потому что режим сидит давно и прочно.
И самые главные неприятности будут исходить, конечно, не от армии и не от населения, а от двух режимных подразделений. Это, во-первых, республиканская гвардия, во-вторых, республиканская гвардия особого назначения. Эти два элитных подразделения оберегают внутренний покой. Они вскормлены режимом Саддама и повязаны с ним кровью. Они будут драться до конца. Но насколько их хватит, сказать сложно, потому что они привилегированная часть общества и не пользуются поддержкой народа на фоне всеобщей нищеты. Саддам поддерживал вообще офицерский корпус. Если офицер погибает, то он получает автоматом звание полковника, а семья погибшего получает пенсию и автомобиль, при условии, что дети пользуются привилегиями до совершеннолетия. Это работает, и офицеры могут драться и бросаться с распростертыми объятиями к американцам не будут. Солдаты - это совсем другой вопрос.
В Ираке, грубо говоря, 55% шиитов и 45% суннитов, но власть в руках у суннитов. Это вызывало недовольство, так как они просто лучше жили, а курды вообще были ущемлены.
- А администрацию будут делать по японскому варианту после Второй мировой войны?
- Вполне вероятно. От одной до трех тысяч иракцев, бежавших от режима Хусейна, сейчас американцы «воспитывают» в Венгрии с тем, чтобы в нужное время их рассредоточить по всей стране и посадить в высокие чиновничьи кресла и в правительственный кабинет.