Не стоит забывать, что устрашение Багдада войсками продолжается, потому что с позиций их никто не отводил. И это правильно, потому что давать расслабляться Саддаму - опасно. Сейчас достаточно только сигнала, чтобы США и Великобритания обрушили на Ирак несметное количество бомб и ракет. Прошедший саммит Евросоюза показал, что скорее всего такой сигнал пока не поступит. Во всяком случае, европейские страны коллективно высказались за мирное решение проблемы до тех пор, пока это будет возможно. И в этом европейские «ястребы» уступили «голубям». В то же время, в завершающем документе европейцы высказались и за возможность применения силы, но лишь в качестве «крайней меры». А это уже можно считать уступкой «голубей» ястребам. Таким образом, можно сказать, что противоборствовавшие стороны двинулись навстречу друг другу в поисках компромисса, при этом «ястребы» пришлось пойти на более серьезные встречные шаги. Об этом свидетельствует главный результат - войны пока не будет. А если она и будет, то это будет одностороннее решение США, за которое американцам придется расплачиваться резким ухудшением отношений с Европой, с НАТО, а также с ООН, потому что на саммите была особо подчеркнута «центральную роль ООН и полномочия ее Совета Безопасности в урегулировании кризиса».
Для США - это серьезный сдерживающий фактор, который Джордж Буш за полтора года до президентских выборов не может не положить на чашу весов при условии, что на другой чаше - удар по Ираку, который прибавил бы популярности американскому президенту. Что перевесит, сейчас сказать трудно. Однозначно можно говорить только о нескольких дополнительных обстоятельствах, которые тоже будут сдерживать США от одностороннего удара. Первое заключается в том, что большинство американского общества все же склоняется к удару по Ираку с санкции СБ ООН, второй сдерживающий момент исходит из самого Ирака, точнее из непредсказуемых последствий одностороннего удара, когда вся ответственность ляжет теперь только на США. А отвечать придется за многое: за нарушенную экологию, за смерть мирных жителей, за бессилие в демократизации сложного иракского общества и строительстве нового государства без помощи союзников. Этой ответственности Буш боится, и его нужно еще сильнее этим напугать, чтобы он сменил гнев на милость. Но при этом очень важны и внутриамериканские процессы, которые будут диктовать президенту линию поведения. Надо также понять американское население и Буша, которым нужно действовать, чтобы оправдаться перед теми, кто погиб 11 сентября прошлого года. Загонять американцев в угол, заставляя их бездействовать - тоже нельзя. Поэтому-то саммит Евросоюза пришел к понятному и ожидаемому компромиссу. В этом компромиссе есть простор для деятельности всего мирового сообщества под руководством ООН при центральной роли США, и Буш должен это понять.
В результате получилось, что главная цель - разоружить Ирак осталась, и американцы в этом смысле должны быть довольны. Силовая акция в качестве «крайней меры» - тоже присутствует. И в этом Буш должен отдать должное покладистости европейцев. Результат саммита и в том, что британцы крепче привязали себя к Европе. Будет неверным говорить, однако, что Лондон отдалился от Вашингтона. Правильнее говорить, что Лондон, сблизившись с родной Европой в этом компромиссе, подтянул к ней и Вашингтон.
Тот факт, что саммит Евросоюза придет к компромиссу, был прогонозируем уже за несколько дней до его начала, когда в НАТО решился вопрос об оказании помощи Турции. Там тоже был компромисс на уровне Комитета по военному планированию, где европейцы четко выдержали свою линию - помочь Турции обороняться, но не нападать. Евросоюз продолжил эту линию, потому что устроить ссору в такой сложной ситуации, которая сложилась в мире, и при этом поругаться с США - глупость несусветная, на которую никто и не собирался идти.
Итак, контролеры пока продолжат свою работу, и не дай бог Саддаму Хусейну выкинуть какую-нибудь неординарную штуку, которая даст мировому сообществу повод применить крайнюю меру - силовое воздействие. Вот в этом смысле и нужно теперь говорит о том, что вероятность войны отнюдь не сведена к нулю. Но если война будет, то она будет легитимной, и винить в этом придется уже только Ирак. Для этого европейцев нужно сильно напугать Ираком. Такой легитимный вариант, разумеется, будет иметь место только в том случае, если Вашингтон обратит внимание на солидарность европейцев. Но Буш и его «ястребы» могут послать всех к чертям и ударить самостоятельно. Чтобы этого не случилось, нужно напугать Буша последствиями войны и ответственностью за это.