Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Воздушная часть кампании в Ираке фактически уже начата

Бомбардировки аэродромов, объектов ПВО и баз ракет малой дальности "земля-земля" ведутся под видом патрулирования воздушного пространства на севере и юге Ирака

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Директор Института США и Канады Сергей Рогов в интервью Стране.Ru заявил, что в сложной ситуации вокруг Ирака на выход из кризиса будут оказывать влияние три фактора. Военный фактор, который вмещает в себя массированное наращивание вооруженных сил у границ Ирака и решение Турции об открытии северного фронта. Раскол в НАТО и третий фактор - протесты мировой общественности. По мнению г-на Рогова, США попытаются в ближайшее время добиться более жесткой резолюции СБ ООН и, несмотря на отсутствие санкций, используют эту резолюцию в качестве "зеленого света" для удара по Ираку.

- Прошло заседание СБ ООН по Ираку, НАТО и ЕС пережили раскол, который попытались урегулировать, продолжается эвакуация иностранцев из Ирака. Что дальше - война, которую США начнут в одностороннем порядке или все же есть шанс для мира?

- Напряженность вокруг Ирака продолжает возрастать. Ситуация остается сложной и запутанной. Возможны несколько вариантов развития событий, и сейчас трудно давать окончательный прогноз.

Однако можно выделить ряд факторов, которые в любом случае будут влиять на то, как дальше будет развиваться кризис вокруг Ирака.

Прежде всего, продолжается массированное наращивание группировки вооруженных сил у границ Ирака. Численность этой группировки приближается уже к уровню, который необходим для начала крупномасштабной военной операции и, учитывая временной фактор, поскольку завершается зима, а американская армия привыкла воевать в комфортабельных условиях, пентагон планировал провести операцию до наступления летнего сезона. Учитывая эти обстоятельства, можно ожидать, что Соединенные Штаты начнут военные действия через несколько недель.

- Приблизительно к середине марта?

- Возможно и раньше, потому что на самом деле под видом патрулирования воздушного пространства на севере и юге Ирака, где запрещены пролеты иракских самолетов, американцы и британцы фактически уже начали бомбардировки объектов системы ПВО Ирака. То есть воздушная часть компании против Ирака фактически уже начата, хотя и на низком уровне.

- Они что уже осуществляют бомбардировки там, где не положено?

- Они подвергают бомбардировкам и аэродромы, и объекты ПВО, и базы ракет малой дальности «земля-земля». Это уже не обычные действия, а как бы начало воздушной компании, которая ведется без большого шума и крика. Пока, конечно, количество объектов, которые подвергаются нападению, невелико, но характер этих воздушных операций отличается от того, что было несколько месяцев тому назад. Это уже не рутинное патрулирование воздушного пространства, а уже предварительная подготовка массированного воздушного удара.

- А Ирак при этом молчит?

- Почему молчит? Он протестует, но на эти протесты никто не обращает внимания. Правда, начало военной операции против Ирака тормозит еще один фактор - это затянувшаяся торговля США с Турцией. Крайне сомнительно, что американцы начнут крупномасштабную военную кампанию против Ирака без открытия северного фронта и использования турецкой территории, расположенных там военных баз, да и турецких вооруженных сил. Это им для нападения на Ирак абсолютно необходимо.

- Турция при этом будет что-то иметь?

- Турки пытаются за счет этого решить свои экономические проблемы: добиться списания долгов, предоставления новых кредитов. Идет спор об очень крупных суммах. Американцы предлагают 4 млрд долларов, турки требуют чуть ли не 16 млрд. И это формально оттягивает решение турецкого парламента, без которого развертывание частей американских войск на территории Ирака невозможно. Невозможно не только по причинам юридическим, но и с учетом настроение турецкого населения, большинство которого категорически выступает против войны с Ираком. Поэтому развертывание войск опасно производить, пока не будет принято решение парламента. А после решения, соответственно, потребуется несколько недель, чтобы развернуть там соответствующую группировку. Это военный фактор.

- А раскол НАТО в связи с Турцией? Это тоже мешает?

- Это серьезнейший раскол за всю историю существования НАТО. Он показывает, что хотя Североатлантический альянс продолжает оставаться наиболее мощным военным союзом в мире, эффективность его парализована наметившимся расхождением интересов США и целого ряда их крупнейших западноевропейских партнеров, в первую очередь Германии и Франции. Совершенно ясно, что в НАТО с десятилетним запозданием разразился кризис, который предсказывали сразу же после окончания "холодной войны". Исчез общий враг - Советский Союз. Может ли существовать военный альянс без общего врага? Раньше всегда после победы над противником - как раз в таком случае - военные союзы разваливались. С НАТО этого не произошло. Но нынешний кризис показал, что в Западной Европе не считают Ирак врагом. Во всяком случае, так не считают Франция, Германия и ряд других стран. И в результате НАТО превращается в этакого "бумажного тигра" - из организованного военного союза НАТО превращается в так называемую коалицию желающих - это США и несколько других европейских стран, которые их поддерживают, прежде всего, Великобритания. Но это показывает полную неэффективность сохранившейся со времен холодной войны военной организации НАТО.

- А происходящие по всему миру протесты, они играют свою роль?

- Массовые демонстрации, которые прошли по всему миру, подтвердили, что мировое общественное мнение отнюдь не поддерживает планы США начать войну против Ирака. Это еще один фактор, о котором я хотел сказать.

Это - крупнейшее антивоенное выступление не только со времен холодной войны, но может быть с начала 80-х годов, когда конфронтация СССР и США достигла своего пика, и это вызвало очень мощное антивоенное движение. Вот сейчас, похоже, до начала войны такое движение опять возникло во всем мире. И в этом плане можно констатировать, что администрация Буша, рассматривающая войну против Ирака, в первую очередь, как способ продемонстрировать всему миру американское беспрекословное лидерство, что игра должна вестись по американским правилам, эта администрация добивается прямо обратного. Штаты оказываются в изоляции, совершенно очевидно противопоставляя себя общественному мнению.

Надо сказать, что даже в самих Соединенных Штатах последнее время наметилась тенденция падения популярности Буша. По существу его рейтинг упал практически до уровня, который был до 11 сентября 2001 года. Это связано и с недовольством экономической политикой Буша и рядом других вопросов, но главное, что нет единства в американском обществе и в отношении войны с Ираком. И хотя большинство все еще поддерживают такую войну, но если вопрос ставится о том, что война будет вестись без санкции ООН и без поддержки союзников, то в этом случае большинство уже превращается в меньшинство. Антивоенное движение в США еще не отразилось на политической борьбе. Во всяком случае, демократы пока опасаются проводить антивоенную линию, но монолитного единства на внутреннем фронте у Буша нет.

Вот эти факторы и определят выбор.

- А как американцы будут теперь вести себя в СБ ООН?

- Я думаю, что администрация Буша попытается добиться принятия Советом Безопасности ООН хоть какой-то резолюции, которая не будет прямо санкционировать ведение военных действий против Ирака, но будет содержать осуждение нарушений Ираком своих обязательств. Подобная резолюция может быть составлена таким образом, чтобы избежать вето Франции, России и Китая. При этом варианте противники войны в СБ ООН могут воздержаться, а администрация Буша истолкует ее как зеленый свет для начала войны.