- Американцы готовят проект новой резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, которая не будет санкционировать силовое вмешательство, но будет настолько жесткой, что Вашингтон с ее помощью развяжет себе руки и ударит по Саддаму. Госдепартамент США уже дал команду всем американцам покинуть Ирак. Как будет развиваться ситуация на ваш взгляд?
- Я полагаю, что если нам не удастся предложить американцам какой-либо выход для спасения лица хотя бы на время, то удар произойдет. Американцы уже не смогут отступить, потому что загнали себя в угол. Поэтому смягчение ситуации сейчас зависит и от нас в том плане, чтобы предложить какие-то меры для спасения лица США. Но то, что Саддама в Ираке не останется в любом случае - это для меня совершенно очевидно. В сложившейся ситуации только два возможных варианта: либо не будет Саддама, либо не будет нынешней администрации США.
- Но принятие жесткой резолюции СБ ООН без санкционирования удара по Ираку все же возможно?
- Конечно, французы и все остальные могут уступить, но я сомневаюсь, что они уступят. Если не получится смягчить кризис и отложить все это до осени с тем, чтобы нанести удар уже всеми силами коалиции, то, скорее всего, американцы самостоятельно нанесут удар своими силами, а потом уже начнется вторая стадия под названием «мирное урегулирование кризиса».
- А что можно кроме такой жесткой резолюции предложить американцам для спасения их лица?
- Я знаю, что можно предложить, но это не может являться предметом публичного обсуждения.
- Какова на ваш взгляд вероятность того, что удар будет нанесен США самостоятельно?
- Я думаю, эта вероятность равна 85-90%. Но никак не 100%. Шанс уйти от войны еще есть.
- Хорошо. А если все же сработают 10-15% и удар сейчас нанесен не будет, что тогда?
- Тогда осенью этот удар будет нанесен точно.
- А если все же поставят на голосование жесткую резолюцию┘..?
- В любом варианте все мечтают, чтобы наложили вето именно мы. Это дает возможность, как всегда, скрыться за нашей спиной. Но это было бы возмутительно, потому что хватит нам таскать из огня каштаны для кого-то и за это в лучшем случае получать одобряющие похлопывания по плечу.
- И как же мы поступим в СБ ООН?
- Я не знаю, как мы поступим, но мы не должны накладывать вето, потому что нам совершенно не за чем ради кого-то стараться.
- Иными словами из-за Саддама Хусейна европейцы и россияне с американцами не рассорятся?
- Думаю, что не рассорятся, хотя в принципе с учетом того, что стороны в определенном смысле закусили удила, я не исключаю того, что Франция воспользуется правом вето. Но если предпосылки для такого вето будут, то такая резолюция просто не поступит на голосование в СБ ООН, и американцы ударят по Ираку просто так.
Проблема сейчас в эти последние дни и часы заключается в том, чтобы с помощью дипломатии найти формулу откладывания удара с тем, чтобы затем тем не менее сменить режим в Ираке. Потому что при существующем уровне недоверия к Саддаму Хусейну оставить его в кресле - это значит отказаться от этих оценок недоверия, признать свою прошлую неправоту, а на это никто не пойдет.
- Сейчас намечается вернуться к СБ ООН к 1 марта и потом к 14 марта. Как вы думаете, если удар будет, то он будет ближе к середине марта?
- К середине марта. Я думаю, что три недели осталось. Но подчеркиваю, я не исключаю и лучшего выхода из этого кризисного положения, потому что война - всегда плохо. Может быть, удастся сместить Саддама и относительно мирным путем, если отложить все это на осень, а это время использовать для мирного его смещения. Дело еще в том, что Саддам до сих пор не верит, что по нему нанесут удар. Ему боятся давать плохие новости. Но когда он поймет, что удар неотвратим, то, может быть, и уйдет сам, спасая свой народ и оставаясь героем. Но для этого необходимы единые действия всей коалиции. Пока он надеется на то, что кто-нибудь его спасет и отведет удар.