Западные аналитики в последнее время обращают внимание на то, что зарубежные покровители и спонсоры террористов на российском Кавказе проявляют заметное беспокойство и разочарование в связи с провалом планов отторжения этого региона от Федерации, его тотальной «шариатизации». В этой связи команде давно просроченного президента Аслана Масхадова они рекомендуют заблаговременно позаботиться о создании политической и экономической базы движения за независимость на прилегающих к России территориях.
Заметно возросло и пропагандистское давление со стороны многочисленных прочеченских фондов и обществ на международную общественность, которую готовят к остракизму референдума, подталкивают ОБСЕ к отказу от направления в Чечню наблюдателей, чтобы потом прокричать о нелегитимности народного волеизъявления.
Политические и финансовые заказчики «чеченских повстанцев» за рубежом в попытках дискредитировать и сорвать референдум определенную ставку делают на известные политические силы в тех соседних с Россией странах, руководство которых призывы Москвы к консолидации усилий в борьбе с терроризмом до недавнего времени встречало, мягко говоря, прохладно. Эти заказчики не отказались от надежды на то, что территория этих государств может быть использована в качестве резервной базы чеченского сепаратизма и терроризма.
Однако соседи России - Грузия, Азербайджан и другие начинают понимать, что стабильная и мирная Чечня является существенным фактором и их собственной безопасности, заградительным редутом против необузданного вала международного терроризма и разбоя. Ведь благосклонное отношение грузинских властей к квартировавшим на территории этой республики чеченским бандитам в конечном итоге привело к эффекту бумеранга.
Теперь в Тбилиси наверняка сожалеют о том, что под влиянием сомнительной политической конъюнктуры длительное время там культивировался принцип «двойных стандартов» при оценке происходящих в Чечне событий и предпринимаемых российскими властями мер по нормализации обстановке в этом регионе.
Пока тбилисские власти забавлялись разыгрыванием «чеченской карты», окопавшиеся в Грузии эмиссары чеченских сепаратистов и некоторые полевые командиры сумели в значительной степени взять под свой контроль продовольственный рынок Грузии. По данным местной прессы, объектом пристального внимания представителей клана Масхадова и других стала «Грузинская корпорация хлебопродуктов» - ГКХ. Именно эта организация распределяет довольно дефицитные в республике зерно и хлебопродукты, а также гуманитарную помощь. Через ГКХ проходят значительные финансовые средства, немалая доля которых используется на обучение, питание и вооружение чеченских террористов.
Усиление позиций чеченской диаспоры в грузинской экономике, естественно, сопровождается и расширением возможностей влиять на политику и действия официального Тбилиси в нужном для террористов духе. В высших эшелонах власти хорошо известна личность Хож-Ахмета Нухаева, бывшего здесь едва ли не главным «финансистом» чеченских террористов, организатором их боевой подготовки и последующей переправки на российскую территорию. Однако этот Нухаев до последнего времени не встречал никаких препятствий в своей «деятельности» на территории Грузии.
В немалой степени это способствовало активному «освоению» тем же Нухаевым и его сподвижниками ряда важных отраслей и в экономике Азербайджана. Речь идет об установлении там чеченцами хлебной монополии, их активном внедрении в продовольственный и нефтяной бизнес республики, приобретении ими рычагов влияния в среде политического руководства.
Международные эксперты отмечают, что уже сейчас за счет притока чеченцев из Ахметского района Грузии на севере Азербайджана создаются предпосылки для формирования неконтролируемого местными властями «чеченского анклава» с целью создания там учебно-тренировочных лагерей для подготовки «новых поколений» террористов.
Процесс формирования чеченскими террористами запасных и резервных баз и опорных пунктов вне пределов российской территории становится все более активным по мере приближения всенародного референдума, нормализации обстановки в Чечне в целом. И странно, что такая опасная тенденция пока не замечается ни властями упомянутых государств, где все более капитально оседают сепаратисты, ни международными организациями, которые порой столь ревностно следят за соблюдением Москвой прав человека в Чечне, в том числе и при подготовке и проведении там референдума.