- В пятницу - заседание СБ ООН на уровне министров иностранных дел в Нью-Йорке. Будут ли американцы на нем продвигать свою новую резолюцию по Ираку? Или заслушают Ханса Бликса и Мохаммеда аль-Барадея, а уже на следующей неделе примутся за резолюцию?
- Думаю, что на этом заседании они заслушают аль-Барадея и Бликса, а вот потом будет самое интересное. Раз они серьезно замахнулись на Ирак, то эту свою резолюцию они, естественно, будут проталкивать.
- На следующей неделе?
- Не исключено, что и на следующей неделе. Очень непонятная ситуация, но если будет какая-то зацепка, то мне кажется, они постараются использовать ее, чтобы перенести рассмотрение этой новой резолюции, потому что пока итог рассмотрения этой резолюции непредсказуем. Несмотря на то, что Игорь Иванов говорит о вето┘
- Да, а вместе с ним Франция и Китай тоже об этом говорят┘
- Да, но мне это вето видится как-то в тумане, даже совместное вето. Все-таки, я не исключаю, что этого вето не будет.
Сначала они попытаются избежать вообще рассмотрения этой резолюции, потому что результат обсуждения пока непредсказуем. При этом возможность наложения вето Китаем, Францией и Россией постоянно будет сохраняться. Но применят ли они его окончательно, я все-таки сомневаюсь. Для России это был бы не самый лучший выход: так долго выстраивать отношения с США и потом все обрушить вето. И тут есть еще один момент. Если мы посмотрим на альтернативный американцам меморандум Франции, России и Германии, то там ведь тоже содержится момент о возможности применения силы. Иными словами, никто не говорит, что в любом случае мы эту силу отбрасываем.
- То есть вполне возможен компромисс?
- По Ираку вполне возможен компромисс. И пока он может заключаться только в одном - в откладывании этой военной акции.
- Но американцы могут «выкопать» дополнительную информацию в пользу своего силового решения и тогда, кто знает, как поведут себя все те, кто сегодня им противоречит┘
- Это так, но не могут же они выкопать там водородную бомбу. Этого быть не может. А ракеты эти несчастные они уничтожают.
У меня такое ощущение, что каждый из действующих лиц хотел бы из этой ситуации с честью выйти. И в этом отношении, конечно, у американцев - самое тяжелое положение, потому что если они откажутся от удара, то это будет минус их авторитету. И это будет удар по самому Бушу. И затем, как мне кажется, будет нанесен удар по их экономике.
Если они наносят удар, то тоже очень много минусов. Короче, ударят американцы по Ираку - им плохо, не ударят - им тоже плохо. И сейчас все держаться на этой патовой ситуации, чтобы не сделать хуже.
Если есть какая-нибудь компенсация этому удару, то она будет использована. Но по поводу этой возможной компенсации можно гадать до бесконечности.
Есть три варианта выхода из сложившегося положения. Продержать нависший над Ираком кулак где-то до осени, и за это время все будет рассасываться. Уход Саддама Хусейна. Третий вариант: поймали, скажем, Бен Ладена и в клетке привезли в Нью-Йорк. Но это все пока на уровне шекспировских драм.
Но если все-таки какой-то нестандартный выход будет найден, и Буш сможет доказать, что кризис будет разрешен хоть и без войны, но исключительно благодаря американскому нажиму, и Америка сохраняет свое лицо как государство, которое может решать чьи угодно проблемы, то это будет хорошо. Главная интрига вокруг этого сейчас и крутится.
- А если Франция, Китай и Россия не наложат вето, а воздержатся, но резолюция наберет достаточное количество голосов и пройдет. Может быть, пройдет компромиссная резолюция. И это будет в том случае, если американцы что-то сообщат, что посеет еще большее сомнение: а вдруг в Ираке на самом деле что-то есть? При этом Россия и другие сторонники более мирного подхода сделают все, чтобы удар предотвратить, а американцы этим воспользуются и все-таки ударят. Такое возможно?
- Это один из самых возможных вариантов. Но сейчас в центре стоит не проблема оружия, а проблема насильственного свержения режима, пусть и плохого. Одно государство хочет сменить режим другого - вот проблема. И она становится все более отчетливой с каждым днем. И здесь задумаешься над тем, когда говорят - сегодня Ирак, завтра Иран, потом Сирия, а затем и до России доберутся┘ Вот в чем дело.
Конечно, таких оснований сегодняшняя ситуация не несет, но то, что появляется именно такой прецедент, это факт. Причем это не Югославия, где была объединенная Европа, это - чисто американское намерение. Это очень большой вопрос, и это не нравится никому. И здесь все едины - и Китай, и мы, и Европа, и арабы и другие, потому что для всех этих субъектов это тоже потеря лица.
- А что вы скажете по поводу того, что иракцы уже начали бомбить свои нефтяные скважины?
- Ой! Сейчас идет столько непроверенной информации. Одна их них, что американцы уже начали войну. Второе - Саддам уже подготовил все для взрывов в Багдаде. Третье, что иранцы вошли на юге. Иранские арабы. То есть уже идет ползучая война. Но ведь окончательного решения о войне нет, а американцы в ситуации с Ираком теряют очки в борьбе за свое безусловное лидерство.