"Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП)" стал рубежным соглашением в области реального и радикального ядерного вооружения, весомым практическим выражением новых отношений стратегического партнерства между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки». В современной международной обстановке, отягощенной иракской, северокорейской, да и другими проблемами, Договор может послужить «примером правового, политического решения самых сложных и острых проблем безопасности на путях взаимодействия и коллективных усилий великих держав в интересах всего мирового сообщества».
Это выдержки из сегодняшнего заявления МИД РФ, которое последовало не только после самой ратификации Договора, но и после того, как в час ночи Владимир Путин общался по телефону с Джорджем Бушем. Как заявляют источники в МИДе РФ, из этого разговора стало ясно, что Вашингтон искренне открыт для диалога, уважает позицию Москвы по иракскому урегулированию, но не оставляет усилий убедить Кремль в своей правоте. Кремль, с той же искренностью, пытается убедить своих американских партнеров «не рубить с плеча».
Одновременно и Москва, и Вашингтон, а также Париж, Берлин, Пекин и многие другие страны ищут сегодня выход из того угла, в который загнало мировое сообщество несовершенство механизмов, регулирующих отношения в мире. Это несовершенство создает ситуацию, когда самые авторитетные в мире организации - ООН и ее Совет безопасности - могут этот авторитет утратить, если Ирак на самом деле скрывает оружие массового уничтожения, а инспектора не могут его найти. А если в Ираке ничего нет, но удар последует? Это тем более будет способствовать утрате авторитета ООН, а также России вместе с Францией, Германией и Китаем, которые не смогли предотвратить бессмысленный удар. Но сильнее всего это ударит по престижу США! Джордж Буш, по крайней мере, не войдет в историю своей страны в качестве любимца нации, наказавшего именно тех, кто этого заслуживает: до сих пор не пойман Бен Ладен, и не ясно, виноват ли он, а тут еще и Саддам Хусейн, который, может быть, и плох, но резолюции СБ ООН выполнил.
Но сейчас - на грани войны и мира - пока не известно, кто будет в итоге прав. Известно другое. Где бы ни были сегодня международные террористы - в США, в Европе, в Азии или других частях света - они не только продолжают запугивать мир своими планами, но и осуществляют их. И пока они делают это, по большому счету, фактически безнаказанно. Мобильность, конспиративность и финансовая обеспеченность террористов позволяет им держать мир в постоянном напряжении, а мир этот пока не объединился для совместной борьбы. Террористы не так уж и сильны, но отсутствие единой и грамотной международной программы борьбы с эти злом многократно усиливает возможности тех, кто уничтожил небоскребы Международного торгового центра на Манхеттене. В то же время можно понять и американцев, которые предупреждают о том, что удар по террористам, которые, не дай Бог, овладеют ядерным оружием (а это вполне возможно), не может ждать решения ООН, которые ныне принимаются немыслимо долго. И это тоже - проблема, которую необходимо решать.
Поэтому иракский кризис сегодня - это во многом «лакмусовая бумажка», тест на способность мирового сообщества понять одну достаточно простую формулу в борьбе с этим злом: «Не навреди!!!». Сегодня, как никогда ранее, нужно быть особенно осторожным в принятии «судьбоносных» решений, в особенности, если таковые должны последовать от самых сильных держав современного мира, к которым относятся, в первую очередь, США.
Мир стоит перед необходимостью больших перемен, перед необходимостью не растерять свое единство и не сделать скороспелых решений, о которых потом придется жалеть. В этой связи ратификация Сенатом США Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов - очень показательный пример того, что в любой ситуации можно проявлять трезвый и взвешенный подход. И когда кто-то говорит, что данная ратификация - подарок от США России с целью получить поддержку американской позиции по Ираку, это звучит, по меньшей мере, грустно. Ситуация слишком серьезна, и стороны в своих принципиальных противоречиях зашли слишком далеко, чтобы использовать для договоренностей такие примитивные методы.
Сегодня состоится очередное заседание СБ ООН по Ираку на уровне министров иностранных дел, где вполне возможно уже прозвучит желание США обсудить новую и более жесткую резолюцию. Будет ли обсуждение - неизвестно, будет ли вето в случае, если резолюцию вынесут на голосование - тоже неизвестно. Вся надежда на то, что стороны все же смогут прийти к компромиссу и принять цивилизованное решение, открывающее путь в будущее. Если удар все же состоится, то это, по мнению Москвы, будет черный день в истории человечества, который объективно зачеркнет многое позитивное, чего удалось достичь в мире за последнее время. Удар, разумеется, зачеркнет и многое, что удалось достичь и в российско-американских отношениях.