Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проблемы российско-американского сотрудничества

Позиция России заключается, судя по всему, в следующей позиции: "мы может иметь разногласия, и при этом не быть противниками"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Появившаяся недавно информация о продаже российскими фирмами оружия и другого военного оборудования Ираку вызвала новые вопросы о будущем российско-американских взаимоотношений, и без того натянутых острыми противоречиями из-за военной интервенции Соединенных Штатов в эту страну. Тем не менее - несмотря на всю серьезность оснований для подозрений, что российские фирмы поставляют Саддаму Хусейну вызывающее вопросы оборудование в то время, как американские войска с боями продвигаются к Багдаду - существуют признаки того, что Москва воспринимает проблему серьезно, и будет стремиться поддерживать и укреплять свои отношения с Вашингтоном после завершения операции в Ираке.

Появившаяся недавно информация о продаже российскими фирмами оружия и другого военного оборудования Ираку вызвала новые вопросы о будущем российско-американских взаимоотношений, и без того натянутых острыми противоречиями из-за военной интервенции Соединенных Штатов в эту страну. Тем не менее - несмотря на всю серьезность оснований для подозрений, что российские фирмы поставляют Саддаму Хусейну (Saddam Hussein) вызывающее вопросы оборудование в то время, как американские войска с боями продвигаются к Багдаду - существуют признаки того, что Москва воспринимает проблему серьезно, и будет стремиться поддерживать и укреплять свои отношения с Вашингтоном после завершения операции в Ираке.

Администрация Буша (Bush) выразила озабоченность разведывательной информацией, в которой предполагалось, что российские компании поставляли Ираку противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), приборы ночного видения, а также электронные системы подавления сигналов Глобальной системы позиционирования (GPS), с помощью которых осуществляется наведение американского высокоточного оружия. Как бы то ни было, важно отметить, что американские чиновники не высказали предположений, что эти сделки являются частью официальной политики. Наоборот, продажи Ираку глушителей сигналов GPS и ПТУРов "Корнет" выглядят как действия отдельных фирм, стремящихся обойти российский экспортный контроль. Приборы ночного видения не являются запрещенным оборудованием, и в России их можно приобрести абсолютно свободно.

Сейчас уже доступна существенная информация о поставках систем подавления сигналов GPS, производимых московской компанией "Авиаконверсия". Обвинения в том, что такие системы были проданы Ираку, появились три года назад в кувейтской газете, которая утверждала, что осуществлению сделки способствовал политик-ультранационалист Владимир Жириновский, известный, помимо всего прочего, и своими частыми встречами с Саддамом Хусейном в Багдаде. Тогда, в 2000 году, и представитель Жириновского, и директор "Авиаконверсии" Олег Антонов отрицали факт покупки Ираком хотя бы одного глушителя, которые стоили в то время сорок тысяч долларов.

Практически сразу после того, как последние обвинения стали достоянием общественности, Антонов вновь опроверг утверждения о продаже глушителей сигналов GPS Ираку. В обескураживающе честном заявлении, предназначенном больше для потенциальных клиентов, чем для российских властей, он признал, что его компания действительно работает в обход правил российского экспортного контроля над продажей глушителей заграницу; по словам Антонова, "Авиаконверсия" поставляет не целые системы, а их детали, не считающиеся военным оборудованием, а затем собирает системы на месте. "Мы разрабатывали наше оборудование, стараясь, чтобы его компоненты не становились объектами запретов, - признал Антонов. - Это было сделано во избежание возникновения трудностей при экспорте". Этим может быть объяснено появление сообщений о пребывании российских "техников" в Багдаде, что Антонов отрицает.

Российское правительство несет ответственность не столько за вышеупомянутые продажи - в конце концов, Кремль не может даже помешать российским офицерам, не говоря уже о российских компаниях, продавать оружие чеченским сепаратистам - сколько за недостаточно быстрый ответ на высказанные Соединенными Штатами опасения. Кроме того, можно обвинить некоторые правоохранительные органы в проведении политики невмешательства, в результате чего российским фирмам разрешалось законно продавать оборудование в такие страны, как, например, Украина или Белоруссия, которые затем переправляют его менее законным покупателям в Азию, Латинскую Америку или Африку.

Как бы то ни было, события, произошедшие после появления в американских СМИ сообщений о продажах запрещенного оборудования, позволяют предположить, что Россия наконец-то воспринимает вопрос серьезно. Самым важным является то, что именно Владимир Путин позвонил президенту Бушу - а не наоборот. Сообщается, что г-н Путин предложил помощь России в расследовании обвинений американской стороны и в прекращении недопустимой деятельности. После разговора двух президентов, министр иностранных дел России Игорь Иванов лично позвонил директору "Авиаконверсии" Антонову, чтобы разобраться с этим вопросом. Интересно, что г-н Иванов признал недавно перед российской аудиторией, что "частная российская компания могла сделать что-либо незаконное, но это будет исключением из правил". Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) также отметил, что администрация Буша предоставила Москве дополнительную особую информацию, с целью подкрепления заявлений США и облегчения расследования инцидента.

В общем, российские чиновники, кажется, хотят преодолеть американо-российские разногласия по Ираку. После того, как Путин охарактеризовал начало военной операции как "большую политическую ошибку", а Иванов назвал ее незаконной в соответствии с международным правом, преобладающие настроения заключаются в том, что разногласия по Ираку не должны стать помехой продуктивному и взаимовыгодному сотрудничеству в других областях. На повестке дня осталось множество вопросов: ситуация в Афганистане не урегулирована; "Аль-Каида" еще функционирует; безопасности России и Запада угрожают организованная преступность, торговля наркотиками и контрабанда. Вместе с тем, сотрудничество в энергетической сфере может уменьшить зависимость Запада от Ближнего Востока, одновременно став для российской экономики новым источником инвестиций и технологий.

За исключением некоторых экстремистских кругов, Саддам в России мало популярен. Немногие пожалеют, если он уйдет. Вместе с тем существуют некоторые сомнения в том, что Соединенные Штаты будут рисковать не только своими военнослужащими, но и своим положением на мировой арене, чтобы свергнуть этого конкретного диктатора, тем более, что есть еще вариант сдерживания. Как и в случае с американскими планами создания системы противоракетной обороны, многие россияне считают, что если Соединенные Штаты хотят платить кровью и золотом (особенно сейчас, когда становится ясным, что война не будет легкой прогулкой), то это личное дело Вашингтона.

Но не России. Москва с самого начала поняла, что администрация Буша собирается возглавить коалицию для борьбы с Ираком независимо от того, будет принята резолюция Совета Безопасности ООН или нет. Поэтому, если Соединенные Штаты собирались действовать в любом случае, Россия ничего не теряла, выступая против принятия новой резолюции, и много приобретала, в частности, укрепляя свои связи с Францией и Германией.

Позиция России, судя по всему, такова: "мы можем иметь разногласия, и при этом не быть противниками". Министр иностранных дел Игорь Иванов дошел даже до того, что сказал, что разногласия по Ираку являются показателем значительного прогресса в американо-российских отношениях. Как бы то ни было, еще не ясно, до какой степени администрация Буша будет считать позицию какой-либо страны в отношении Ирака лакмусовой бумажкой для определения своих друзей и партнеров. Многое будет зависеть от двух вещей: от того, насколько серьезно Москва решит прекратить утечку секретных технологий "проблемным государствам", и будет ли Россия (наряду с Францией и Германией) способствовать (а не мешать) осуществляемой под руководством США реконструкции Ирака.

Судя по всему, по крайней мере некоторые представители администрации Буша предпочтут отказаться от вытекающих из более тесных отношений с Москвой выгод и преимуществ, если она продолжит препятствовать осуществлению планов Вашингтона в отношении Ирака. Конгресс и американская общественность также становятся все более скептично настроены. Россия должна принять это во внимание.