- Программа «Нефть в обмен на продовольствие» не работает. Ирак фактически отказался от нее┘
- Нет, Ирак не отказался. Он отказался иметь эту программу под управлением ООН. А до того она была под эгидой ООН, но под управлением Ирака.
- Понятно, но ни та, ни другая программы не работают. А каким же образом сейчас гуманитарная помощь будет идти? Корабли стоят и не разгружаются, американцы не в силах этим заниматься, они воюют. Да и вообще - там война идет. Как это будет делаться?
-А никак. Все дело тихо ползет к гуманитарной катастрофе, во всяком случае на региональном уровне. Правда, нельзя забывать о том, что все-таки в Ираке пока существуют запасы продовольствия: и у людей, и у государства. Но если война, что все более и более вероятно, продлится несколько месяцев, а помощь не пойдет, вот тогда мы будем иметь еще одну гуманитарную катастрофу.
-А помощь по линии таких организаций, как Красный Крест, «Врачи без границ» и т.д.? Эта помощь может оказываться в условиях военных действий?
-Она, в принципе, может оказываться в условиях военных действий и, думаю, что будет оказываться.
-А вернуться к старой программе «Нефть в обмен на продовольствие», с которой бы Ирак был согласен, возможно?
- Это зависит от позиции Ирака. Я не думаю, что в данной ситуации американская позиция изменится. Хотя посмотрим, что будет через несколько недель, когда по телевизору будут показывать умирающих от голода. Сейчас американцы действуют в негативном, враждебном информационном поле, но их позиция может меняться.
-Если Ирак возьмут в кольцо, как думаете, Саддам Хусейн отпустит своих мирных жителей по какому-то коридору, с тем чтобы они вышли из зоны военных действий в самом городе?
-Это 5-миллионный город, как вы себе это представляете?
-Я, честно говоря, этого не представляю.
-И никто не представляет.
-А почему беженцев тогда нет до сих пор?
-Куда им бежать? По пустыням? В Иран никто не бежит. И вообще была идея, мягко выражаясь, не совсем правильная: предложить Ирану строить лагеря для беженцев из Ирака. В Иран никто не побежит - это шииты. Это враги, это враждебная страна, с которой иракцы исторически воевали.
-А в Сирию, например?
-В Сирию немножко народа убежало, но основная масса пока еще не бежит. Не бегут, во-первых, потому, что пока еще довольно высокий уровень боевого духа. Во-вторых, не очень- то побежишь - бомбят ведь.
-А когда боевой дух будет сломлен или сил уже не будет никаких? В какие страны побегут, по-вашему?
-В Сирию, в Иорданию. Потому что в Курдистан не побежишь.
-Как вы думаете, как будет развиваться ситуация вокруг Багдада?
-Только через недели полторы они подойдут к Багдаду при подобном развитии событий. Если вести речь об активной фазе операции - еще около полутора-двух месяцев. А потом начнется менее активная стадия с актами террора, партизанскими налетами и т.д. В обозримом будущем я там замирения не вижу. Возможно формальное перемирие, победа формальная, формальное смещение режима. Но реальный мир и относительное спокойствие - до этого еще далеко, это очень дальняя перспектива.