Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Главная помеха для гуманитарной помощи - война

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На основании Женевской конвенции от 1949 года о защите жертв войны о гражданском населении Ирака в ситуации, когда о нем думать некому, должны заботиться англо-американские войска. Они должны удовлетворять первые потребности населения - обеспечивать водой, продовольствием, медикаментами и т.д. Но американцам и англичанам, которые, встречая упорное сопротивление, не успевают выполнить своих военных планов, о мирном населении думать некогда. .

Кроме Женевской конвенции, в случае подобных кризисов есть традиционные международные инструменты - различные гуманитарные организации, такие как Красный Крест, «Врачи без границ» и другие. Генеральный секретарь ООН также, как правило, обращается к международному сообществу с призывом давать деньги на международную гуманитарную помощь. Однако, в военных условиях очень трудно задействовать все эти инструменты.

Есть еще Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, но для этого нужны беженцы, которых пока нет. Теоретически беженцы могут пойти в Иран, в Иорданию, в Сирию. При этом, учитывая отношения Ирана с Ираком, в Иран будет малый наплыв.

Что касается программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие», то, строго говоря, она не имеет отношения к гуманитарной помощи. В соответствии с ней просто организовывалась внешняя торговля Ирака в условиях санкций. Багдад продавал нефть, деньги от продажи поступали на специальный счет, и с этого счета они тратились. При этом Ирак за свои деньги покупал те товары, которые он считал нужным. Этот процесс контролировал ООН, который не разрешал покупать то, что запрещено санкциями: товары двойного назначения плюс все имеющее отношение к военной продукции. А остальное в принципе все разрешено. Существует обзорный список товаров, но это не запретительный список, а список товаров «сомнительного» свойства. В отношении них решение («можно» или «нельзя») принимает Комитет ООН по санкциям. Разрешит Комитет, Ирак закупает, не разрешит, не закупает. Но решал, что закупать - Ирак, а не ООН.

Итак, программа «Нефть в обмен на продовольствие» существует, но рассматривать ее в качестве механизма гуманитарной помощи сейчас нельзя. В любом случае она сейчас не работает, потому что идет война, трудно доставлять грузы, да и некому их передавать, потому что представители ООН из страны отозваны. К тому же предприниматели, которые должны поставлять в Ирак продукты в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», естественно рассчитывают получать за них деньги. И если поставлено зерно, то факт его поставки должен быть засвидетельствован документом склада в порту назначения. Но сейчас в Ираке не только некому удостоверять, что груз пришел, но и некому его распределить.

Между тем, именно на эту программу, как на основной источник финансирования гуманитарных поставок, сделал ставку Совбез ООН, а Багдад вдруг отказался от ее возобновления. Багдад считает, что сейчас, в условиях войны, такое решение Совбеза узаконивает агрессию. И у Багдада есть основания делать такие выводы, потому что за единогласное решение СБ ООН по этому вопросу среди постоянных членов СБ подняли руки не только Россия, Франция и Китай, которые искренне желают помощи иракскому народу, но и США вместе с Великобританией. Это те страны, которые сегодня одной рукой собираются оказывать помощь, а другой нажимают на кнопки пуска ракет, которые убивают все больше мирных жителей Ирака. Кроме того, если Ирак раньше сам решал, что ему покупать, то теперь за него все будет решать ООН. В этом Багдад усматривает ущемление своих прав и опять же элемент легитимизации войны.

Итак, помех для оказания гуманитарной помощи много и главная из них - война.