-Главный муфтий России объявляет США джихад и хочет собирать оружие для борьбы, а глава Совета муфтий с ним не согласен. Почему разделились мусульмане России? Талгат Таджуддин объявил джихад и нарвался на предостережение прокуратуры. Он что, не знает российских законов? В чем здесь дело?
- В современной России единого центра мусульман нет. Этих центров много.
- А сколько всего?
- Организованных мусульманских организаций существует несколько десятков. Но основную роль в России играют два центра, глав которых вы упомянули. Это Центральное духовное управление центральной России и стран Балтии с центром в Уфе, которое возглавляет Талгав Таджуддин. И второй центр - Духовное управление мусульман европейской части России. Его возглавляет Равиль Гайнутдин. Он же является председателем Совета муфтиев России на европейской части. Эти две структуры между собой находятся в состоянии соперничества.
- А кто из них в России главнее? Кого более серьезно воспринимает российское руководство и прокуратура?
- Они в равном положении. Российская власть очень ровно к ним относится и не подчеркивает своей лояльности к одному из них. Они в равной степени являются вхожими в российские властные и иные структуры. Порой бывают какие-то сдвиги, но в целом оба признаны властями в качестве лидеров мусульман.
- А к какому центру больше примыкает мусульман России?
- Трудно сказать. Приблизительно они делят мусульман пополам.
- Я спрашиваю, чтобы понять, сколько мусульман России за джихад.
- По заявлению муфтий нельзя судить о всех мусульманах.
Понимал ли Таджуддин ответственность в смысле знания законов? Во-первых, по строгим исламским канонам объявлять джихад вот такой духовный руководитель просто не может. Полномочиями объявлять джихад обладает только исламская власть - глава государства.
- Садам Хусейн может?
- Садам? Да, Саддам формально может. Но у нас светское государство и возникает вопрос, насколько правомерно такие заявления делать. Сейчас у нас какая-нибудь партия объявит кому-то войну, но в правовом смысле это будет ничто. Это просто религиозные чувства. Их можно понять, но это объявление джихада может не привлекать внимание властей, если джихад - это просто возмущение, противодействие словом против агрессии США в Ираке. Но когда речь идет о сборе средств для приобретения оружия, то это уже противоправно. Прокуратуру интересует не джихад сам по себе, а именно оружие и призыв к его применению. Это противоречит российскому законодательству. Это неприемлемо и с точки зрения интересов российских мусульман вообще. Таким образом, проблему Ирака не решить, а имидж мусульман только пострадает. Это вызовет противоречия и напряженность в российском обществе и это вступает в противоречие с мнением российской власти, которая не хочет втягивать Россию в конфликт. Исламские лидеры России должны заботиться не о том, чтобы разжечь пожар с помощью сбора денег на приобретение оружия и направления в Ирак волонтеров, а о том, чтобы локализовать конфликт. Последнее противоречит не только международному праву, но и исламским ценностям. А здесь получается, что возникает опасность разрастания этого конфликта за пределы Ирака. Помогать попавшим в беду мусульманам нужно действенно, а не с помощью оружия, которое в создавшейся ситуации приведет к отрицательному результату.
Надо добиваться прекращения войны, если уж мусульманские лидеры хотят внести свой вклад в это дело, а не обострять ситуацию там и в российском обществе.
- Итак, для прекращения конфликта нужно воздействовать на американцев?
- Воздействовать нужно, но не давить на американскую сторону, а помочь американцам в этой ситуации. Без США, без контакта с ними разве можно действовать сейчас?
- Нельзя. А как им помочь?
- Нужно их убеждать. Я могу привести очень хороший исламский принцип, который подходит к моменту. Ест высказывание пророка Мухаммеда. Он однажды сказал: «Помогайте своему брату, терпит ли он произвол, либо он сам чинит произвол». Тогда у пророка спросили, что, мол, хорошо, мы можем помочь тому, кто является жертвой произвола, как же помочь тому, кто сам чинит произвол? Пророк ответил: «Схватите его за руку и остановите его произвол».
Поэтому, когда мы добиваемся прекращения войны, это не унижение США, это - помощь очень крупному и ведущему участнику мировых отношений, который сегодня творит произвол и которому нужно помочь повернуть его силу и энергию в позитивное русло.