Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Послевоенная золотая жила

Еще до начала боевых действий администрация Буша секретно провела конкурс на подряды по восстановлению Ирака

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрацию Буша давно обвиняют в том, что она развязала войну в Ираке, руководствуясь своими коммерческими интересами. Многие представители неправительственных кругов предполагают, что техасский нефтяник из Белого дома был заинтересован в нефтяных запасах Ирака, являющихся вторыми крупнейшими в мире. Как бы то ни было, планы администрации по восстановлению Ирака включают в себя не только нефтяные скважины. В январе, в то время, когда в Организации Объединенных Наций еще обсуждались способы мирного урегулирования иракского кризиса, американское правительство тайно попросило некоторые компании представить предложения по восстановлению Ирака, которые по степени своей амбициозности должны были бы поспорить с работами по восстановлению Германии после второй мировой войны.

Еще до начала боевых действий администрация Буша (Bush) секретно провела конкурс на подряды по восстановлению иракских дорог, электростанций, нефтяных скважин и других объектов среди американских компаний. Сейчас, когда начинается осуществление этих работ, иностранные компании опасаются, что им достанутся лишь крохи.

Администрацию Буша давно обвиняют в том, что она развязала войну в Ираке, руководствуясь своими коммерческими интересами. Многие представители неправительственных кругов предполагают, что техасский нефтяник из Белого дома был заинтересован в нефтяных запасах Ирака, являющихся вторыми крупнейшими в мире. Как бы то ни было, планы администрации по восстановлению Ирака включают в себя не только нефтяные скважины. В январе, в то время, когда в Организации Объединенных Наций еще обсуждались способы мирного урегулирования иракского кризиса, американское правительство тайно попросило некоторые компании представить предложения по восстановлению Ирака, которые по степени своей амбициозности должны были бы поспорить с работами по восстановлению Германии после второй мировой войны.

План предусматривает ремонт водопроводов, дорог, портов, больниц и школ в течение полутора лет, а также другие мероприятия по восстановлению государственности, такие как, например, стабилизацию динара. Этот план подвергся сильной критике частных и неправительственных организаций, которым была отведена весьма незначительная роль, а также иностранных компаний, которым не была предоставлена возможность участвовать в тендере.

Согласно своим "Взглядам на послевоенный Ирак" Америка планирует в ближайшее время потратить более 1,7 миллиарда долларов США, чтобы продемонстрировать быстрое улучшение уровня жизни в Ираке. План поделен на несколько частей, и приглашения участвовать в тендере на их выполнение рассылались тайно, что объяснялось "особыми обстоятельствами". Самый крупный контракт оценивается в 600 миллионов долларов. Согласно нему подрядчик обязуется открыть половину "имеющих экономическое значение дорог и мостов" Ирака - около полутора тысяч миль (одна миля = 1609 метров) - для скоростного движения, починить 15 процентов высоковольтных сетей, обеспечить половине населения доступ к "основным медицинским услугам", восстановить несколько тысяч школ и снабдить их учебниками и другими материалами, а также отремонтировать 5000 домов и 3000 ветхих строений.

Администрация Буша разослала приглашения на участие в тендере небольшому количеству компаний, в том числе и "Kellogg Brown & Root", дочерней фирме компании "Halliburton". Это вызвало обвинения в злоупотреблении служебным положением, так как вице-президент Дик Чейни "Dick Cheney", являющийся одним из главных сторонников войны в Ираке, был исполнительным директором компании "Halliburton" до 2000 года, то есть до начала избирательной кампании на пост президента США.

В дополнение к этим мероприятиям по восстановлению Ирака американское Агентство по международному развитию (USAID) ищет подрядчиков на выполнение других пяти крупных контрактов общей стоимостью 300-500 миллионов долларов США. Они включают в себя обеспечение деятельности морских портов, международного аэропорта, больниц и школ, а также доставку населению питьевой воды и других предметов первой необходимости. Также предполагается возрождение финансовой системы Ирака, восстановление сельского хозяйства и связи. Кроме того, Инженерный корпус армии США участвует в тендере на получение пятисотмиллионного контракта на восстановление дорог и строительство казарм. В плане США не говорится о восстановлении и модернизации нефтяной промышленности Ирака, однако никто не сомневается, что американские нефтяные компании захотят развернуть свою деятельность в Ираке - и имеют на это все шансы.

Нефтяная промышленность будет играть решающую роль в оплате восстановления страны. Изначально выделенные 1,7 миллиарда долларов покроют только начало восстановительных работ. По оценкам ООН, на восстановление (не включая гуманитарную помощь) нужно будет потратить 10 миллиардов долларов в последующие три года. Как бы то ни было, администрация не собирается возлагать все расходы на американских налогоплательщиков. Американцы хотят направить часть выручки, получаемой от возобновившейся программы "Нефть в обмен на продовольствие", на оплату некоторой части восстановительных работ.

Однако любые попытки использовать деньги, полученные в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", на восстановление Ирака или на раздел нефтяной промышленности Ирака между группой избранных американских компаний, встретят жесткое сопротивление. Комиссар Европейского Союза по вопросам внешней политики Крис Паттен (Chris Patten) уже назвал американский план реконструкции Ирака "неуклюжим". Даже компании в Великобритании, являющейся партнером США по антииракской коалиции, потрясены отстранением от участия в конкурсах. Оппозиция со стороны России, Франции и Германии проявляется еще жестче. В ходе состоявшейся на прошлой неделе встречи лидеры этих стран заявили, что восстановление и руководство Ираком должны проходить под эгидой ООН.

Россия является третьим крупнейшим кредитором Ирака, который должен ей около 8 миллиардов долларов, и нынешнее российское правительство не высказывает желания простить этот долг. Более того, Россия имеет давние коммерческие отношения с Ираком, хотя и не все они подтверждаются документально. Например, Саддам Хусейн (Saddam Hussein) пообещал предоставить шести крупнейшим российским нефтяным компаниям права на разработку обширных месторождений нефти, однако только две из них смогли закрепить свои права заключением контрактов.

Во Франции, несмотря на ее официальную антивоенную позицию, министр финансов провел рабочую встречу с лидерами профсоюзов для изучения возможных путей получения контрактов на работы в Ираке, с которым у Франции, как и у России, имеются давние коммерческие отношения. Так в 2001 году Франция экспортировала в Ирак товаров на сумму 700 миллионов долларов.

Ходят разговоры, что новая проамериканская администрация Ирака может отменить все договоры, заключенные при режиме Саддама. Однако такие действия будут противоречить международному коммерческому праву. По английскому праву, которое широко применяется при заключении международных договоров, признаются даже соглашения, заключенные простым рукопожатием. Однако новое правительство может заявить, что все эти договоры были предварительными соглашениями, а не полноценными договорами. Если Америка будет настаивать, то иракская временная администрация поступит именно так.