Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия пытается скрепить расползающееся содружество

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Директор Института СНГ Константин Затулин в интервью Стране.Ru заявил, что после войны в Ираке Россия стоит перед трудной задачей - не допустить центробежных течений на постсоветском пространстве. По мнению Затулина, это уже происходит, так как на фоне демонстрации силы со стороны США у ряда стран СНГ появляется желание получить одностороннюю выгоду от своей конъюнктурной позиции по урегулированию в Ираке.

- В конце этой недели - целая уйма мероприятий: заседание Совета глав правительств СНГ, заседание Интеграционного Комитете ЕврАзЭС в Душанбе плюс саммит стран-участников Договора о коллективной безопасности - совместное заседание Совета министров и министров обороны. Что так вдруг сконцентрировалось все это? Что-нибудь стряслось?

- Дело понятное. Все это связано с событиями в мире и тем, что все региональные организации, существующие в мире, на сегодняшний день размежевались и раскололись из-за отношения к американской войне в Ираке. Я думаю, что руководство России пытается скрепить расползающееся содружество, не дать развиться центробежным тенденциям, предотвратить бегство из структур, в которых присутствует Россия. Бегство из этих структур отдельных государств связано с желанием получить какую-то одностороннюю выгоду от своей конъюнктурной позиции по Ираку. Поэтому Россия в этот момент проводит сверку рядов, пытается активизироваться внутри СНГ, для того чтобы не допустить эрозии постсоветского пространства.

- Это будет очередная фаза уже имеющей место эрозии?

- Да. Такая эрозия является фактом нашей жизни последние 13 лет. Но конфликты, вроде того, который только что произошел в Ираке, являются стимуляторами внутренних размежеваний и ясно показывают пределы подлинной солидарности государств-членов регионального объединения, будь то СНГ, ЕврАзЭС или ДКБ.

- У России есть какие-то конкретные опасения, что это случится?

- Давайте посмотрим на то, как разные страны прореагировали на все происшедшее в Ираке. Причем мы должны будем иметь в виду, что нужно анализировать ситуацию, по крайней мере, на период до начала войны и на период вот сейчас, когда война была закончена. Я думаю, что мы увидим здесь не только страны, которые склонны были во всем поддержать позицию России и даже зайти дальше, как Белоруссия. Но в большинстве случаев мы увидим нежелание быть незамеченными в связи с войной в Ираке, желание как-то уберечься от высказываний. Таких государств в СНГ -подавляющее большинство. Они боялись присоединиться к позиции России и опасались мести со стороны Соединенных Штатов, если они выступят против. И одновременно понимали, что их многими нитями с Россией связывает не только общее прошлое, но и настоящее правящих режимов этих государств. Поэтому элиты этих государств оказались между двух огней. Я говорю - элиты, потому что население-то в целом выступало против американцев, против американских действий.

Кроме стана колеблющихся, мы увидим Украину, которая направила, как известно батальон химической защиты. Мы увидим Грузию, Азербайджан и Узбекистан, которые откровенно поддержали в расчете на дивиденды ближайшие действия американцев. То есть мы увидим, что государства сегодня по-разному себя повели. В том числе, хочу сказать, не во всем были однозначны позиции государств-членов Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества. Ведь среди этих государств, по крайней мере, 2 являются государствами, где находятся американские базы, - Киргизия и Таджикистан.

- В пятницу будет заседание Совета глав правительств. Я смотрю на повестку дня, и она мне не нравится тем, что там 30 вопросов, но среди них нет ни одного такого, на котором можно было бы сосредоточиться. Все это, я бы сказал, мелкие вопросы. Почему?

- Это стало уже методой в СНГ. В то время, как сама потребность встретиться и кулуарно переговорить всем понятна и связана, прежде всего, с международными событиями и необходимостью вновь определиться в своей позиции. По форме это - скучное многочасовое заседание, где обсуждаются тридесятой важности вопросы. То есть это форма эзопова языка, это форма полуподполья, в котором мы теперь оказались в связи с тем, что мир является однополярным, и мы не хотим впрямую объявлять об этом.

Зачем мы в этот срок все запланировали и все проводим в конце этой недели? Мы хотим на самом деле пообщаться на главную тему, это нас интересует, все остальные темы, на мой взгляд, являются просто данью формальной повестки дня.

- А можно говорить, что этим мелким темам уделят мало времени, а в основном будут жестко обсуждать то, о чем мы с вами сейчас разговариваем?

- Нет, нельзя, потому что главы правительств на самом деле будут, конечно, обсуждать все рутинную повестку дня. Но я хочу заметить, что правительства в целом демонстрируют, как водится, в рамках нашего постсоветского лицемерия свое пристрастие к хозяйственным темам. Это такие особенные правительства, которые не имеют ничего общего с политикой. В это на самом деле поверить трудно и невозможно даже. Тем не менее, они продолжают разыгрывать эту схему, что они вне политики. Поэтому они не будут публично обсуждать то, что интересует политиков. Они будут делать это в кулуарах. А публично они будут разговаривать, я условно говорю, о признании действительными дипломов Московского университетат или Казахского Евразийского университета на территории СНГ. Или что-то в этом роде, с точки зрения масштаба проблемы.

- Мне кажется, что, возможно, не все первые лица приедут на заседание Совета глав правительств СНГ. Нет?

-Да, совершенно верно. Это тоже вполне вероятно. Не только не все приедут, но очень может быть, что не на том уровне приедут. Это в данном случае прямым образом будет связано с желанием или с нежеланием вести неформальный разговор.

- И из этого уже можно делать выводы?

- Из этого уже можно делать выводы. Если вместо премьера приезжает тридесятой важности вице-премьер, то это означает просто, что на неформальном уровне с ним вряд ли состоится доверительный разговор. Потому что как лицо, выражающее государственный интерес, не будет заслуживать должного доверия. Как раз уровень делегаций, депутаций на все эти мероприятия будет свидетельствовать о желании или о нежелании вести за рамками повестки дня и за рамками официальной повестки дня неформальные разговоры на интересующие всех темы, о лояльности.

- Для меня, например, до сих пор большой вопрос в успехе всех этих мероприятий в конце недели. Я имею в виду успех с точки зрения российских интересов. С точки зрения желания ослабить центробежные силы все понятно, но будет ли результат?

- Во всяком случае, можно понять здесь российские власти, они действительно делают правильно, что торопятся с тем, чтобы связать всех взаимными обязательствами. Ведь что такое эти неформальные разговоры? Это взятие или не взятие на себя пусть неофициально каких-то обязательств в попытке предотвратить какие-то нежелательные тенденции внутри СНГ в связи с иракской войной и ее результатом.

- Вот здесь очень важен военный аспект в силу того, что все-таки общее опасение американским давлением существует ┘

-Да, среди всех этих мероприятий, безусловно, смысловым образом выделяется обсуждение темы Договора о коллективной безопасности.

- А смогут быть чем-то полезными, скажем, российскому военному потенциалу, тоже не очень большому, те страны, которые сегодня составляют СНГ?

- Здесь вопрос не столько в том, сколь могут быть полезными их военнослужащие, сколько важно, кто будет использовать воздушное пространство и территории этих государств в ближайшей перспективе. Если эти государства все устремятся строить американские военные базы, то нам придется это учитывать в своей оборонительной концепции. Или не придется принимать этого в учет. С кем они будут сотрудничать с точки зрения ПВО и всего остального, вот что нас будет беспокоить, а не то, сможем мы опираться на вооруженные силы Киргизии в случае нападения на Россию или нет.

- Говорят, что будет создан новый базис ДКБ - органы правления, штыбы, и они будут финансироваться, и это будет полноценная международная военно-политическая организация. Это так?

-Это то, чего мы хотим.

- И это лишь желание?

- ДКБ - это эрзац Варшавского договора. Это, конечно, желание, и я уверен, что это желание не всеми в полной мере разделяется.

- И так, в конце недели мы узнаем по реакции, насколько желание соответствует реальным возможностям?

- Это с одной стороны. С другой стороны мы должны понимать, что некоторые участники этого договора уже довольно сомнительны не только с точки зрения своих возможностей, но и с точки зрения пределов своей лояльности. Скажем, можем мы в полной мере доверять данным средств ПВО, которые могут быть размещены или использованы в Киргизии и Таджикистане, если там параллельно размещаются американские средства наблюдения, базирования и все остальное. Можем мы в полной мере доверять сотрудничеству со спецслужбами этих государств или не можем. Это очень серьезные вопросы. Я думаю, что, прежде всего, в этих вопросах проявляется вопрос действительно искренности, доверительности и лояльности.

- Согласен. Но Россия идет еще по-другому пути. Вот вчера и сегодня в Москве собрались по инициативе России руководители мировых спецслужб ┘.

- По этому однозначно нельзя судить. И раньше были контакты между спецслужбами, несмотря на противоборство. Спецслужбы во всем мире действуют в отношении союзников, в отношении противников всегда с разной долей пропорции, но в одном плане - они борются и сговариваются между собой. Вот как раньше китайцы любили говорить - борьба и сговор. Точно так же действуют всегда спецслужбы, причем, как в отношении союзников, так и в отношении потенциальных противников. Они находят себе друзей в стане потенциальных противников и находят себе врагов в стане потенциальных союзников.