Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шоу-бизнес "за бугром"

На Западе давно поняли, что бесконтрольный рынок в сфере искусства вреден всем

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
От многих в России приходится слышать об опостылевших телепередачах и их ведущих, о надоевших исполнителях, о "мафии юмористов", заполнившие все каналы телевидения. Иными словами, речь идет о деградации российского шоу-бизнеса. А как обстоят с этим дела на Западе, и чем, собственно, в этом смысле Запад отличается от России? В цивилизованных странах сумели не перегнуть палку: законодательные ограничения не рассматриваются в качестве идеологического вмешательства или насилия.

И российские, и западные ученые утверждают, что индустрия производства духовных благ возникает на этапе монополизации мирового рынка, который мы ныне переживаем. Когда мировой рынок подмял под себя удовлетворение материальных потребностей, он начал подминать и производство духовных потребностей, к которым относится шоу-бизнес. Россия сейчас и находится в таком положении, когда необузданный законами рынок во всю силу своих способностей взялся за «духовный сектор» и в первую очередь, за шоу-бизнес, из которого можно вышибить больше всего денег. На Западе этот этап уже давно позади.

Дурное влияние на общество шоу-бизнеса в западных странах, разумеется, еще окончательно не остановлено, но он там уже давно используется в качестве инструмента полезного социального влияния. В США, например, посмотрев на экране телевизоров телепроповедников, люди начинают чаще посещать церковь и читать Библию. После целенаправленных акций типа «Рок против наркотиков» многие наркоманы действительно начинают лечиться и избавляются от пагубного пристрастия. Достаточно вспомнить недавнюю акцию известных кинозвезд Голливуда, которые протестовали против войны в Ираке. Они очень серьезно воздействовали на общественное мнение американцев. Но эффект от такого воздействия, считают западные специалисты, может быть только в том случае, если эти «звезды» истинные, а не липовые. То есть созданные по конъюнктурным соображениям не из истинных талантов, а из наиболее доступного и менее дорогостоящего материала. Если же «звезды» талантливы, но, закрепившись на Олимпе, живут только за счет старого «багажа», их воздействие на общество тоже минимально. На Западе это поняли.

Истинные звезды стоят очень дорого, звезды второстепенные - дешевле обходятся обществу, поэтому экономически ослабленное государство объективно не может себе позволить дорогостоящих кумиров. Богатые западные страны на такое способны. Например, фирма «Star Treatment», поставляющая элитные подарки для звезд, сообщила как-то, что желающие от своего имени при посредничестве фирмы поздравить известного актера или актрису рождественским сувениром должны заплатить за эту услугу от 1000 до 5000 тысяч долларов. Эта фирма как-то на Рождество подготовила «походный столик на три персоны» для Шона Коннери, подарочную корзинку с лакомствами для кофейной церемонии Сильвестру Сталлоне и сервировку столика для завтрака для Джима Керри. Сколько это стоили, можно себе представить. Подарочная корзина фирмы может включать и приятные неожиданности. Так, в презенте для номинантов на «Оскар» в качестве сувениров были цифровые видеокамеры стоимостью 12 тысяч долларов. Подарки дарят и с целью предотвращения конфликта между компанией и актером. Актриса Робин Вильямс сказала однажды, что недовольна гонораром за озвучивание одного из ее персонажей в мультфильме «Алладин». После этого виноватая сторона преподнесла ей в качестве презента картину Пикассо стоимостью в миллион долларов.

Знатоки свидетельствуют, что Шоу-бизнес на Западе отличается от шоу-бизнеса в России тем, что на Западе артисту платят за эфир. В России за эфир якобы должны платить сами музыканты и исполнители, иначе их никогда не увидят на телеэкране и не услышат в радиоэфире. Западный продюсер - посредник между артистом и зрителем, российский - между артистом и деньгами. Западный продюсер занимается музыкой, российский - административной деятельностью. Он решает в основном бытовые проблемы музыкантов, устраивает концерты, гастроли.

По части демонстрации богатства и воспитания в духе почитания золотого тельца на телеэкране и в прессе российские шоумены вполне преуспели, став похожими на западных соседей. Но шоу-бизнес на Западе государство держит в законодательной узде, не давая ему забывать о законах, регулирующих его «поведение». Нравственное здоровье нации там издавна охраняется, несмотря ни на какие изменения в жизни современного общества, чего нельзя сказать о современной России, где существует понятие «коммерческого досуга», в рамках которого пока все подчиняется выколачиванию прибыли. В ведущих странах Запада с коммерциализацией досуга и шоу-бизнеса стали бороться с начала 60-х годов, в этой борьбе участвуют и государство, и население. Особенное внимание там уделялось и уделяется коммерциализации досуга для несовершеннолетних - будущего нации. В отличие от российского телевидения увидеть там откровенную эротическую сцену днем и даже ранним вечером исключено. Это запрещено законом и грозит серьезным наказанием. В России такое вполне возможно.

Законы многих западных государств подробно регулируют охрану общества и в первую очередь несовершеннолетних от вредного воздействия коммерческого шоу-бизнеса и иных аналогичных способов проведения досуга. Например, Кодекс борьбы с алкогольными напитками Франции, Законы о защите детей Англии, законы многих штатов США запрещают продажу спиртных напитков подросткам. В законах большинства стран мира соответствующими правилами ограничены посещения кинотеатров детьми в зависимости от содержания фильмов, запрещена реклама алкогольных напитков и табачных изделий вблизи школ, иных детских учреждений, а также в парках, на стадионах и т. д. Законодательно установлен также запрет посещения несовершеннолетними ночных баров и иных ночных увеселительных заведений. Немало места уделено и ответственности всех тех, кто нарушает эти правила и создает неблагоприятные условия для воспитания детей и подростков. О таком подходе в России только говорят, а подростки в массовом порядке пьют пиво не только в приспособленных для этого заведениях, но и просто на улице, в транспорте, в зрительном зале и других общественных местах, что на Западе просто запрещено. В России, разумеется, тоже есть запреты, но их не так много, как на Западе. Кроме того, многие из них просто не работают.

Что касается законов раскручивания «звезд», то их на Западе существует три. Первый, наиболее естественный, но весьма редкий вариант - "звезда" сама вызревает до нужного состояния, клубными концертами зарабатывает деньги, на эти деньги записывает успешный альбом и лишь после этого подписывает контракт с крупной известной фирмой типа Sony. Второй вариант - отправившиеся в массы продюсеры сами разыскивают потенциально хитовых исполнителей везде, где это возможно: в провинции, в частных клубах, в записях, поступающих в звукозаписывающие компании. Наконец, третий и основной вариант - это кастинг исполнителей под продюсерский проект. На Западе такой подход уже давно главный двигатель шоу-бизнеса. В России его тоже скопировали и с успехом используют.

На Западе, если вы прошли кастинг в качестве фотомодели и вам обещали сотрудничество в каком-то журнале, то это обязательно будет сделано. В случае обмана действует закон: суд и солидные издержки фирмы. В России вы выигрываете кастинг многократно, но посредники между вами и журналами под предлогом раскручивания в качестве «фотозвезды» продолжают тащить вас на новые кастинги, за участие в которых должны платить вы сами. Вы платите деньги, но, не получая работу в журналах, в конце концов прекращаете это бесполезное занятие, а на обманный огонь этой свечи летят другие мотыльки. Таких мотыльков много даже в Москве, а в провинции еще больше. Аналогичным образом поставлено дело и в других сферах шоу-бизнеса. Обманутые не имеют возможности воспользоваться законом, которого порой просто нет, а если он и есть, то нет практики его применения или информации об этой практике.

На Западе, например, доход вокального исполнителя в основном получается от продажи альбомов и концертной деятельности. В России эти доходы очень маленькие. В некоторых случаях выигрывает рекорд-компания, но никак не музыкант. И еще проблема, связанная с выпуском альбомов - это процветающее пиратство. Сколько говорили о том, чтобы уничтожить это явление, сколько санкций и законов хотели ввести, но до сих пор фактически нечего не сделано. На Западе каждый профессионал в шоу-бизнесе является узким специалистом своего дела. В России берутся за все сразу, порой, не имея для этого ни сил, ни знаний. И самая главная проблема, о которой уже говорилось, - в шоу-бизнесе нет необходимых законодательных норм, правил, юридической защищенности фактически на всех уровнях взаимоотношений. Выиграть процесс в такой ситуации, даже если чувствуешь, что ты прав, практически невозможно. На Западе все эти законодательные нормы давно разработаны, и люди стараются жить по правилам. В России это пока - игра без правил.

В конце марта этого года Комитет по культуре и туризму подготовил законопроект «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса», внесенный депутатами Андреем Вульфом, Иосифом Кобзоном. Цель данного законопроекта - создание благоприятных условий для развития гастрольно-концертной деятельности в области шоу-бизнеса в РФ. В проекте предусмотрена защита населения от некачественных и вредных по содержанию концертно-зрелищных мероприятий, содержащих призывы к экстремизму, насилию, применению наркотиков и прочие. Авторы проекта - за создание условий, необходимых для устранения возможности проведения различного рода махинаций и мошенничества в шоу-бизнесе, за упорядочивание деятельности работающих в нем физических и юридических лиц. Они за установление ответственности организаций шоу-бизнеса, увеличение налоговых поступлений, рост доходов федерального бюджета и бюджетов иных уровней, за создание условий для борьбы с незаконным оборотом «пиратской» аудиовизуальной продукции.

Закон внесен на рассмотрение и обсуждается. Каков будет итог, пока не ясно, но это одна из попыток приблизится к западному уровню не только по качеству самого шоу-бизнеса, но и регламентирующих его законов.