За время после прошлогоднего послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ ситуация в мире достаточно серьезно изменилась. Поэтому можно с уверенностью сказать, что раздел внешней политики предстоящего послания президента в своем главном акценте должен серьезно отличаться от сказанного в прошлом году.
В прошлом послании Путин говорил об окончании холодной войны и начале войны с терроризмом, подчеркивал значение формирования антитеррористической коалиции и ее роль в ликвидации наиболее опасного центра международного терроризма в Афганистане. Ныне ему, скорее всего, предстоит, высказать сожаление в связи с тем, что силовое решение иракского кризиса внесло раскол в эту коалицию, поставило мировое сообщество перед угрозой развала мировой системы безопасности, сложившейся после второй мировой войны, и ослабления роли Организации Объединенных Наций - единственного международного института, выступающего в качестве гаранта международной стабильности. Он, наверняка, подчеркнет принципиальное отличие силовой операции в Афганистане от войны в Ираке, видимых оснований для которой не было, а доказательств необходимости решения проблему именно вооруженным путем не представлено до сих пор.
Очень важно, каким по объему будет внешнеполитический раздел, и какое место он займет в послании. В прошлом году этот раздел был предельно кратким, и Путин завершил им свою речь. Надо думать, что и на этот раз внешнеполитическая часть будет краткой, занимать столь же важное, как и в прошлый раз, место, а его началом станет констатация того, насколько принципиально изменился мир за истекший год.
Очень важно, как в президентском послании будут размещены приоритетные направления внешней политики России, не изменится ли что-либо под воздействием сложившейся в мире ситуации.
Бесспорно, что, как и в прошлом послании, главным внешнеполитическим приоритетом государства будет вновь объявлена работа со странами СНГ. Этот раздел, как представляется, будет вновь самым объемным во внешнеполитической части послания. В нем наверняка будет особо подчеркнуто возрастающее влияние в мире организаций, образованных в рамках Содружества (ДКБ, ЕврАзЭс), а также выходящих за эти рамки (ШОС). В последнее время внимание главы государства было очень сильно приковано к этим организациям, потому что Москве было важно понять, насколько сильны или ослаблены в них, как и в самом СНГ, центробежные и центростремительные силы.
Скорее всего, отношения с Евросоюзом, работа над формированием единого экономического пространства, стремления к свободному перемещению по нему станут приоритетным направлением после СНГ.
В прошлом послании для отношений с США практически не было выделено места. В этом году об отношениях с США, как считают специалисты, обязательно должно быть сказано что-то очень весомое и принципиальное, что с точки зрения приоритетов ставило бы Америку и Европу фактически на равное место.
Российскому президенту в послании придется решить очень сложную задачу. Ему предстоит пройти «по лезвию бритвы» с тем, чтобы, остаться хладнокровным прагматиком, осознающим реальные возможности России в современном мире. Ему нельзя допустить в своей речи высказываний, которые могли бы дать повод для усиления разногласий вокруг восстановления Ирака и будущего системы мировой безопасности, нельзя позволить спровоцировать конфликт с США и откатиться к временам холодной войны. Этого ему не простит западное сообщество. Вместе с тем, Путину, которому в марте следующего года предстоит баллотироваться на второй президентский срок, ни в коем случае нельзя показать, что он в силу обстоятельств пошел на неприемлемые уступки в принципиальных вопросах. Этого ему не простят соотечественники.