Самый богатый некогда человек в России, Борис Березовский, чье состояние оценивалось в сумму от одного до двух миллиардов фунтов стерлингов, заявил вчера, что российская экономика близка к краху.
«Я думаю, что у Путина уже неприятности. Россия сейчас в том же положении, что в 1989 году. Она близка к краху, - сказал Березовский. - Если вы посмотрите на рост валового национального продукта, то в 2000 году он составил 8 процентов, в 2001 - 6 процентов, а в 2003 будет 4 процента. Вопрос - почему?».
Мнение Березовского расходится с общим представлением о том, что российская экономика, которая привлекает все больше иностранных инвестиций, сейчас сильна, как никогда ранее.
Игорь Костиков, председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, указывает на жесткие законы, регулирующие корпоративную деятельность, которые обеспечили 120-процентный подъем рынка отечественных ценных бумаг за последние три года.
Ранее в этом году компания BP приняла решение выложить 6,75 миллиардов долларов на покупку половины российской нефтяной компании (НК) ТНК, и этот шаг был широко разрекламирован как знак начала нового расцвета российской экономики. Совсем недавно ЮКОС и «Сибнефть» договорились о другом многомиллиардном слиянии НК.
В прошлом месяце, согласно данным Объединенной финансовой группы (United Financial Group) в Москве, «необычайная» активность отмечалась на российском рынке обыкновенных акций. Березовский, утверждающий, что владеет акциями «Сибнефти» через оффшорную инвестиционную структуру, говорит, что оживление было заметно только в нефтяном секторе рынка, который он называет «сильным».
Значительная часть состояния Березовского была сформирована, когда он основал «Сибнефть», скупив нефтяные активы в ходе приватизации отрасли во время пребывания на посту президента Бориса Ельцина. Тогда он не мог получить для «Сибнефти» инвестиции с Запада, несмотря на попытки уговорить банкиров и финансистов, в том числе Джорджа Сороса.
Березовский живет сейчас в эмиграции в Великобритании и, если проиграет в конце месяца судебное дело, может быть выдан России, где его обвиняют в мошенничестве. Он не был в России последние 2,5 года и утверждает, что нынешний режим преследует его самого и его партнеров.