Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США готовят замену ООН

Совбез мешает Вашингтону реализовать глобальные планы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ситуация вокруг Ирака вошла в новую фазу. Суть ее в том, что желанию Соединенных Штатов заняться восстановлением Ирака с помощью американских фирм препятствуют формально существующие санкции СБ ООН против этой страны. Стоит напомнить, что эти санкции были в свое время инициированы в том числе и Вашингтоном. Выход один - заменить ООН на более покладистую для организацию.

Сегодня США желают срочно желают снять санкции с Ирака, но сделать это не так просто. Одно из условий снятия санкций - квалифицированное заключение экспертов ООН о том, что в Ираке нет оружия массового уничтожения (ОМУ).

Для США ситуация выглядит достаточно противоречиво. С одной стороны Вашингтону нужно во что бы то ни стало добыть в послевоенном Ираке доказательства наличия ОМУ. Это позволит оправдать перед мировым сообществом силовую акцию против Ирака. С другой стороны сам факт обнаружения в Ираке ОМУ может связать Вашингтону руки, так как для экспертной оценки и документирования такой находки необходимо привлечение экспертов ООН.

Организация Объединенных Наций в последнее время все больше раздражает администрацию Джорджа Буша, потому что постоянно вставляет ему «палки в колеса», заставляя действовать с оглядкой на международные договоренности. Именно поэтому США в настоящее время делают заявления о том, что в случае необходимости, если санкции ООН будут мешать выполнению поставленных Вашингтоном задач по восстановлению Ирака, они пойдут в обход этих санкций.

Вместе с тем Вашингтон еще не зашел так далеко, чтобы, идя в обход санкций ООН, полностью наплевать на мнение мирового сообщества. Поэтому в настоящее время американцы идут по двум направлениям. Первое - они готовят новую резолюцию СБ ООН по послевоенному Ираку, которая даст возможность снять санкции и обеспечит простор для послевоенного обустройства Ирака со всеми выгодными для США последствиями этого предприятия. Второе - ведется активный поиск юридически обоснованных и внешне законных путей обхода санкций без резолюции ООН. Для реализации первого направления американцы создали специальную группу, которая готовит вариант резолюции, ее проект планируется предложить мировому сообществу уже на следующей неделе. По второму направлению работает специально созданная Белым домом комиссия из опытных юристов-международников. Результаты работы этой комиссии станут для Вашингтона основой для оправданий в случае, если новая резолюция в СБ ООН не пройдет. Фиаско с резолюцией возможно с учетом того, что Франция, Германия и Россия до сих пор считают необходимым привлечь независимых инспекторов ООН в качестве основных экспертов.

Параллельно США не оставляет попыток вытеснить с иракского рынка Россию и Францию, которые при прошлом режиме там обосновались достаточно солидно. Именно этим объясняется претензии Вашингтона к Парижу по поводу паспортов, которые, по сообщению спецслужб США, якобы тайно выданы влиятельным беглым иракцам, что помогло им затеряться в Европе. Париж назвал эти сообщения вымыслом, но тень на Францию все же брошена. Эффект от подобных заявлений очевиден как в известном анекдоте про шубу: «то ли французы ее украли, то ли у французов украли, но в любом случае что-то здесь не чисто». Что касается России, то в печать уже в который раз просочились сведения о том, что новые власти Ирака будут считать все прошлые российско-иракские договоренности утратившими силу. Это относится и ко всем заключенным ранее контрактам и, разумеется, долгам. Об этом заявил влиятельный представитель иракской оппозиции Айад Алляви, который, по всей видимости, станет одним из членов нового правительственного кабинета. По формированию такого правительства с «иракским лицом» уже высказались американцы. Алляви однозначно и достаточно резко заявил, что новое правительство Ирака «будет строить хорошие отношения с теми странами, которые нам помогли освободить Ирак». Россия и Франция, как известно, в число этих стран не входят.

Американцы торопятся. Правительство США недавно закончило исследование в сфере энергетических потребностей страны. Вывод таков: мировая экономика стоит на пороге значительного роста спроса на нефть. Согласно выводам американских экспертов, наибольший рост потребления нефти произойдет в экономиках Китая, Индии и Южной Корее. Основной прирост дополнительной нефти, по их прикидкам, даст регион Персидского залива. В случае, если ОПЕК сохранится как организация, то она увеличит к 2025 году свое производство вдвое, доведя с нынешних 27 млн баррелей в сутки до 56 млн баррелей. При таких расчетах иракская нефть для США становится еще более важной, чем это было ранее, а посему совершенно обоснованным становится стремление Вашингтона свести на нет ооновский контроль над этой нефтью.

Создание базы своим фирмам для получения прибылей на восстановлении Ирака можно отнести к тактике извлечения экономических выгод из иракской ситуации. А вот оттеснение России, Франции и других «несогласных» от иракского нефтяного рынка - это уже ближе к разряду экономической стратегии Вашингтона в зоне Персидского залива. Но существуют еще политическая тактика и политическая стратегия.

Разногласия вокруг Ирака между «ястребами» и «голубями», в частности между Россией и США, при одновременном внешнем стремлении не испортить двусторонних отношений это всего лишь тактика в политике США. Задача этой тактики - закамуфлировать стремления Вашингтона к резкому усилению влияния в мире. Стратегия же американцев укрепить монополярный мир вертится вокруг ослабления роли ООН и возможной замене этой организации такой, которая будет более управляемой из Белого дома. В этом смысле обращает нас себя внимание совсем было забытый Североатлантический альянс. Он оставался в тени и при событиях в Афганистане, фактически молчал перед войной в Ираке, а в последнее время незаметно начал напоминать о себе не без подачи Вашингтона. И этим НАТО напоминает некий скрытый резерв Белого дома, который, несмотря на потерю актуальности, все же может обрести вторую жизнь.

На днях госсекретарь США Колин Пауэлл встретился с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном, что дало повод говорить о выработке НАТО своего отношение к дальнейшей судьбе Ирака. Если быть более точным, то НАТО ждет удобного момента, чтобы начать выполнять отведенную ей Вашингтоном роль в создавшейся ситуации. Из этого можно сделать вывод, что хоронить НАТО еще рано. На иракском оселке эта организация может отточить свою новую роль в системе международной безопасности, которую ей отвели в Вашингтоне. Вполне возможно, что именно НАТО все же станет той организацией, которая будет вынуждена сначала частично, а потом все более полно заменять ООН. При этом Вашингтон будет делать все, чтобы ООН выглядела в глазах мирового сообщества все более беспомощным и устаревшим образованием. НАТО чуть-чуть видоизменят внутри, подкрасят снаружи и - вот вам прекрасная основа для системы мировой безопасности. Не зря ведь НАТО потихоньку стало смещаться своими базами в страны Восточной Европы, не зря постепенно все более реально вступление в НАТО стран бывшей Прибалтики, не зря НАТО в последнее время все плотнее подбирается к Украине и Грузии. При внешней пассивности альянс очень активен. Вполне возможно, что в качестве дополнения НАТО на первых порах будет служить и влиятельная ныне «большая восьмерка», механизм которой позволяет Вашингтону тоже всегда оставаться наверху.