Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Торговля в бывшем Советском Союзе

Соперничество между Россией и ее прежними клиентами не желает умирать. Попытки наладить "сотрудничество" не удались. Идет конкурентная борьба за вступление во Всемирную торговую организацию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До тех пор, когда Россия, Украина и Казахстан вступят во Всемирную торговую организацию, торговая ситуация внутри Содружества Независимых Государств не улучшится. Если бы они прекратили "сотрудничать" и начали конкурировать за право быть принятыми в ВТО первыми, все три страны могли бы стать членами этой организации в течение года.

Автор является ведущим научным сотрудником Фонда Карнеги за международный мир

13 мая 2003 года. С того самого момента, как распался Советский Союз, образовавшиеся на его территории независимые государства пытаются разобраться со своими торговыми отношениями. Однако поток товаров между этими странами сокращается даже больше, чем следовало. Что необходимо, так это свободная торговля.

Двенадцать членов Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1994 году заключили соглашение о зоне свободной торговли, но оно не работает. Как только какому-либо из государств - членов СНГ удается наладить экспорт своих товаров в другое государство СНГ, последнее вскоре вводит квоты или запретительные таможенные тарифы, тем самым мешая экономическому развитию.

Простым решением является механизм разрешения споров. Всемирная торговая организация (ВТО) имеет хорошо функционирующий арбитражный суд и согласованную систему наказаний, которые можно было бы использовать, однако в ВТО вступили всего четыре государства СНГ (Киргизстан, Грузия, Молдавия и Армения). Крупнейшим экономическим державам СНГ - России, Украине и Казахстану - следует поторопиться и тоже вступить в эту организацию.

Увы, вместо того чтобы приспособить испытанные и проверенные механизмы, различные государства СНГ изобретают еще более сложные схемы, например, Таможенный союз пяти государств, который в прошлом году, когда его провал стал очевидным, был переименован в Евразийское экономическое сообщество.

Последним изобретением стала недавняя декларация президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины о начале переговоров по образованию "единого экономического пространства". В этот расплывчатый термин заложены три идеи: таможенный союз, координация вступления в ВТО и валютный союз. Ни одна из этих идей не принесет пользы никому из участников.

Таможенный союз СНГ уже провалился и снова провалится в будущем. Он не сумел обеспечить более свободную торговлю, чем зона свободной торговли СНГ. Никто из участников не сумел гармонизировать свои таможенные правила с кем-то еще. Россия отказывается всерьез воспринимать суверенитет других государств - членов СНГ и вместо этого хочет лишь навязать им свою собственную таможенную политику, на которую остальные не соглашаются. Теперь вот четыре президента предлагают независимую наднациональную комиссию по торговле и тарифам, чтобы разработать общую таможенную политику. Но нет никаких оснований считать, что это окажется лучше прежнего.

Попросту говоря, у этих государств различные интересы во внешней торговле. Страна, которая не производит какой-либо продукт, не заинтересована в его производстве, тогда как страны, которые его производят, имеют протекционистские интересы. Например, автомобильная и авиационная промышленность России настаивают на высоких импортных тарифах, тогда как Казахстан не производит ни автомобилей, ни самолетов. Высокие тарифы России на импорт автомобилей наложили бы на казахов неоправданно высокие потребительские налоги.

До тех пор, когда Россия, Украина и Казахстан вступят в ВТО, торговая ситуация внутри СНГ не улучшится. Если бы они прекратили "сотрудничать" и начали конкурировать за право быть принятыми в ВТО первыми, все три страны могли бы стать членами этой организации в течение года.

Самая негодная идея - валютный союз. Все 12 стран СНГ поддерживали валютный союз в 1992 и 1993 годах. Это было явное бедствие, которое кончилось гиперинфляцией. Фундаментальной проблемой было то, что у каждой страны был свой центральный банк, который выдавал рублевые кредиты, потому что никакая страна не была готова согласиться на централизованный - по сути российский - контроль над своей денежной политикой.

В последние 3 года Россия, Казахстан и Украина добиваются экономических успехов, при этом средние ежегодные темпы роста в России и Украине составляют 6%, а в Казахстане - 11%. Во внутренней экономической политике этих стран господствуют здоровые рыночные идеи. Никто из них не может позволить в своей торговой политике заниматься экономической чепухой.