Несмотря на существующие различия в подходах к решению международных проблем, в том числе иракской, Москва и Вашингтон стратегически исходят из необходимости дальнейшего укрепления партнерских отношений как важного фактора обеспечения безопасности и стабильности в мире. Вопрос, правда, в том, насколько интенсивно будет развиваться это партнерство, не станет ли оно дрейфовать в сторону одной лишь видимости хороших отношений, не превратится ли в улицу с односторонним движением.
Главная цель предстоящих российско-американских переговоров - подготовка российско-американской встречи на высшем уровне в период празднования 300-летия Санкт-Петербурга и очередного саммита «восьмерки» в Эвиане. Иванов и Пауэлл планируют рассмотреть весь комплекс вопросов актуальной повестки дня, включая укрепление стратегической стабильности и режимов нераспространения оружия массового уничтожения, борьбу с международным терроризмом, взаимодействие в урегулировании региональных конфликтов, развитие двусторонних связей и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Приоритетное внимание будет уделено проблематике стратегической стабильности.
Один из ключевых вопросов - завершение процесса ратификации московского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Договор уже ратифицирован Сенатом США в марте, а Государственная Дума планирует это осуществить чуть ли не в первый день приезда госсекретаря США. Если это состоится, то, возможно, уже в ходе предстоящих переговоров будут в первом приближении рассмотрены возможные механизмы реализации предусмотренных Договором сокращений стратегических ядерных вооружений. Кроме того, будет продолжено обсуждение вопросов сотрудничества в области ПРО.
В Москве предполагают обсудить с главой внешнеполитического ведомства США также сотрудничество в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) с тем, чтобы сделать акцент на необходимости укрепления в этом деле механизмов международного права, что сделает излишними силовые методы предотвращения расползания ОМУ.
В этой связи речь, наверняка, зайдет о реализации выдвинутой на саммите «восьмерки» в Кананаскисе инициативы о глобальном партнерстве против распространения ОМУ, имеющей особое значение с точки зрения противодействия использования такого оружия международным терроризмом. Российские приоритеты здесь четко определены: утилизация списанных подводных лодок и уничтожение химического оружия. Важнейшим аспектом станет дальнейшая реализация двусторонней программы «Нанна-Лугара», в рамках которой уже в течение 10 лет осуществляется содействие России в деле уничтожения и утилизации сокращаемых в соответствии с ее международными обязательствами ОМУ и стратегических носителей.
В Москве считают, что наиболее острой темой станет ситуация вокруг ядерной программы КНДР, где Россия последовательно выступает за политико-дипломатическое решение, конечная цель которого - обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова и безопасное развитие двух корейских государств. Стороны рассчитывают на обстоятельный обмен мнениями, прежде всего в контексте начавшихся в Пекине консультаций в формате США - КНДР - КНР, нацеленных на поиск путей мирного урегулирования кризиса. Россия, как известно, готова в случае необходимости подключиться к переговорному процессу.
Стороны обменяются мнениями по ключевым международным и региональным проблемам, включая, разумеется, ситуацию вокруг Ирака после окончания военной операции коалиционных сил. И это будет второй острый разговор. Как известно, в отношении восстановления Ирака российская сторона последовательно выступает за скорейшее возвращение процесса урегулирования в международно-правовое русло при ведущей роли ООН. У США - иная позиция в этом вопросе: ООН не исключается из процесса урегулирования, но на первое место эту организацию американцы ставить не хотят.
Еще одна острая тема - реализация достигнутых на высшем уровне договоренностей о новом характере отношений между Россией и Североатлантическим альянсом, в том числе с прицелом на предстоящее в Мадриде заседание Совета Россия - НАТО на министерском уровне.
Будет продолжено обсуждение взаимодействия по ближневосточному урегулированию и ситуации в Афганистане, связанная с исходящей из этой страны наркоугрозой.
В рамках двустороннего сотрудничества в центре внимания будет развитие диалога по вопросам энергетики и банковского дела, сотрудничество в области высоких технологий и мирного освоения космоса. Предполагается затронуть перспективы переговорного процесса по вступлению России в ВТО, ОЭСР, получения полноправного членства в ФАТФ, а также окончательного вывода России из-под действия пресловутой поправки Джексона-Вэника.
По итогам переговоров будет ясно, насколько сблизились или отдалились мнения сторон по наиболее острым вопросам. Это важно, потому что тон переговоров, который будет задан в Москве, во многом определит и характер предстоящих российско-американских встреч на высшем уровне. Будет понятно, что станет с возникшим между Москвой и Вашингтоном похолоданием из-за войны в Ираке: сменит ли его потепление или еще большие заморозки. Иными словами, визит Колина Пауэлла - это очень важное зондирование возможностей дальнейшего российско-американского сотрудничества. У Москвы положение сложное: ругаться с американцами нельзя, но уступать в принципиальных вопросах - тоже нельзя. Очень важным показателем барометра российско-американских отношений станет информация о том, примет ли госсекретаря Владимир Путин. Пока информации по этому поводу нет, но она может появиться в любой момент. Интуиция указывает на то, что такая встреча может неожиданно состояться. Если она состоится, значит, барометр указывает в перспективе на хорошую погоду. Если же встреча Путина и Пауэлла не состоится, а после визита оценки переговоров по острым вопросам будут расплывчатыми, это будет означать, что стороны пока не договорились и решили оставить решение самых сложных проблемы главным действующим лицам - Владимиру Путину и Джорджу Бушу. Но логика развития ситуации подсказывает, что Путин, скорее всего, примет Пауэлла.