Автор является директором Никсоновского центра
14 мая 2003 года. Осуществленные террористами "Аль-Каиды" 12 мая с.г. взрывы в трех жилых комплексах Эр-Рияда, в результате которых, по данным на сегодняшний день, 34 человека, включая семерых американцев, убиты и почти две сотни других ранены, являются суровым напоминанием о продолжающейся войне с терроризмом. Более того, хотя многое в отношении этих нападений еще предстоит выяснить, уже сегодня представляется возможным сделать некоторые выводы.
Первое, несмотря на разнообразные выражения недовольства с разных сторон, Соединенные Штаты и их союзники сравнительно неплохо справляются с задачей поиска и уничтожения террористов "Аль-Каиды" и нарушения ее деятельности. Саудовские власти всего несколько дней назад совершили налет на конспиративную квартиру "Аль-Каиды" и захватили значительные запасы оружия и боеприпасов. Американское разведывательное сообщество, со своей стороны, получило информацию о готовившихся нападениях в Саудовской Аравии и предупредило другие ведомства, что побудило Государственный департамент США опубликовать соответствующее предупреждение о том, что "террористы, возможно, завершают подготовку к нападениям" в Саудовской Аравии.
Второе, "Аль-Каида", очевидно, наращивает свои усилия по подрыву саудовского режима, который давно вызывает у нее негодование тем, что допускает значительное американское военное присутствие в стране. В числе атакованных террористами жилых комплексов были оба комплекса, где проживали американские инструкторы, которые готовили военнослужащих Саудовской национальной гвардии - специальных сил, которыми командует наследный принц Абдалла (Abdullah) - а также комплекс, где проживает саудовская элита. По некоторым сведениям, террористы пытались выдавать себя за военнослужащих Саудовской национальной гвардии.
Третье, эти нападения вновь привлекают внимание к связям между "Аль-Каидой" и группировками чеченских террористов. По данным официальных представителей Саудовской Аравии, Халед Джехани (Khaled Jehani), руководитель ячейки "Аль-Каиды", которая, как считают, несет ответственность за нынешние взрывы в Эр-Рияде, воевал в Чечне (а также в Афганистане и в Боснии, где участие "Аль-Каиды", кажется, не привлекло должного внимания общественности).
Хотя у чеченцев есть собственные причины для недовольства Москвой, а многие из них хотят лишь независимости, но не священной войны и теократического государства, становится все яснее, что война в Чечне является далеко не чисто внутренним делом.
Наконец, несмотря на американские успехи в борьбе против "Аль-Каиды", остается сделать еще очень многое в войне с терроризмом, а Соединенные Штаты не в состоянии сделать все в одиночку.
Однако же эффективное сотрудничество с другими правительствами наладить непросто. Саудовскую Аравию в прошлом оправданно критиковали за слабое сотрудничество в войне против терроризма. Если Соединенные Штаты ведут эту войну ради спасения американских жизней и защиты американских интересов, то в случае с Саудовской Аравией на кону стоит выживание нынешнего режима.
Равным образом, Россию оправданно критикуют за жестокость в Чечне. Но Россия, в которой проживают 12 млн. мусульман, видит в этом конфликте реальную угрозу для своей территориальной целостности и потенциальную опасность для стабильности ключевых государств региона.
Вышесказанное не означает, что Соединенным Штатам не следует продолжать оказывать давление с тем, чтобы саудовцы в большей мере помогали в войне с терроризмом, россияне были менее жестокими в Чечне, а потенциальные союзники Америки были более дружественными к ней. Однако это значит, что Вашингтон должен проявлять внимание к интересам тех, у кого он просит помощи, и взвешивать затраты и выгоды от учета этих интересов в сравнении с затратами и выгодами в случае, если эти интересы не будут учтены. Различие между формальным сотрудничеством и существенным реальным сотрудничеством уже сегодня очевидно в совместных с Россией и с Саудовской Аравией контртеррористических усилиях - и измерить его можно числом спасенных американских жизней.