Уже из первых строк внешнеполитической части стало ясно, что на ней аплодисменты зала «сорвать» будет трудно - не на чем. И все же глава государства постарался «выжать» из этой темы все, что возможно.
Путин делает это тактически. Он дробит внешнеполитический раздел речи на куски и вставляет их в разные части доклада. Причем кусочек, касающийся участия России в «восьмерке» - «группе восьми ведущих индустриальных демократических государств мира» он вставляет в самое начало послания.
Россия на самом деле за последнее время стала не только полноценным, но и полнокровным членом данного элитного клуба. И это большое достижение, если учесть, что процедурная «полноценность и полнокровность» достигнута на фоне реальной экономической слабости России, преодолению которой Путин фактически посвятил все свое послание.
Важно, что внешнеполитическая часть в настоящем послании не стала, как в прошлом, завершающим аккордом доклада. Может сложиться впечатление, что ей не придается особого значения. Однако это впечатление кажущееся. Концовку президент отдает необходимости усиления обороноспособности страны и логически связывает внешнюю политику, экономику и оборону. Причем Путин поставил на первое место укрепление экономики, на второе - усиление обороноспособности, и только на третье место - внешнюю политику, которой в речи отведено важное, но скромное место внешнего обеспечения двух главных задач государства. Но это именно то важное место, которое она занимала всегда во времена стабильного состояния государства. Поэтому первый вывод из речи президента таков: коль скоро внешняя политика начинает занимать присущее ей место, когда не только за счет нее решаются другие важные проблемы, то мы (как минимум) уже - на пути к стабильности. Ясно, что эта стабильность пока лишь в самом зачатке, но она уже существует, и глава государства об этом говорит в надежде, что его поймут правильно. Мы экономически еще слабы, как бы говорит он, но признак выздоровления - стабильность уже налицо.
Что касается собственно внешнеполитической части послания, то он начинает ее с самого главного. Он говорит, что Россия - мирная страна. Говорит это, очевидно, в том смысле, что Россия желает мирно существовать со всеми странами мира и защищать общие интересы. Но затем тут же президент уточняет, что Россия имеет не только общие, но и национальные интересы, которые тоже будет защищать. И разрешить это противоречие можно только тогда, когда общие интересы будут соответствовать (идеально) национальным интересам.
Россия не стремится к конфликтам, но, по Путину, она выступает за то, чтобы базовым принципом соблюдения всех национальных интересов оставался принцип соблюдения норм международного права. Поскольку единственным и важнейшим механизмом соблюдения этих норм остается ООН и ее Совбез, то ломать его нельзя. ООН можно и нужно реформировать, поскольку эта организация на самом деле в этом нуждается. Президент РФ предлагает делать эти реформы вместе, сближаясь, а не отдаляясь. Антитеррористическую коалицию с США и другими странами, сложившуюся в силу современных угроз, по словам президента России, нужно укреплять, а не разрушать. Устойчивый, предсказуемый и прозрачный миропорядок - только это, по словам Путина, способен обеспечить глобальную и региональную стабильность.
Все это без сомнения, важно. Но все же в начале основного внешнеполитического блока президент, разумеется, говорил о СНГ. Своих ближайших соседей он как и прежде ставит на самое первое место. Причем в силу все еще имеющей место разобщенности СНГ Путин продолжает борьбу за единство. При этом он отводит внимание не просто СНГ, а созданным внутри них организациям, таким как ЕврАзЭС и ДКБ, которые сегодня, на его взгляд, прогрессируют. Задача Путина - сделать Россию центром интеграции СНГ - трудно реализуема с учетом нынешней расстановки интересов, но вполне осуществима в перспективе. На это он и надеется.
Европа, по Путину, сегодня - российский исторический выбор. Это понятно, и особых изменений здесь нет. Единственное, что можно отметить, российский президент еще раз подчеркнул, что, несмотря на относительное решение «калининградской проблемы», равноправное участие России в свободном перемещении людей в единой Европе и создание единого экономического пространства - долгий путь.
О развитии двусторонних отношению с США Путин, как и в прошлом послании, фактически не сказал ни слова. Надо думать он поставил "двусторонку" в зависимость от международного аспекта отношений с этой могущественной державой. Это тоже правильно, если чувствовать, что этим не испортишь всю игру. Будем надеятся, что Путин это чувствует.
И последнее. Если в прошлом году Владимир Путин завершил свой ежегодный доклад парламенту внешнеполитическим разделом, то на этот раз последней частью стал раздел военный. И в нем президент говорил не просто о повышении российской оборонной мощи, а о «новом стратегическом оружии», которое вполне может стать ядерным. Это еще один аспект продолжение очень важной сегодня внешней политики Российской Федерацию.