Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия и война в Ираке

Россия последовательно проявляет уверенность в себе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лихорадочные дипломатические переговоры, которые вела Российская Федерация по иракской проблеме, отражали ее стремление играть активную роль в международных отношениях. Россия Владимира Путина не хотела стоять в стороне от мировых проблем. Она хотела, чтобы ее голос был слышен по всем вопросам, имеющим решающее значение для человечества. Сегодня во внешней политике России наблюдается одна очевидная тенденция: она последовательно проявляет уверенность в себе.

Лихорадочные дипломатические переговоры, которые вела Российская Федерация по иракской проблеме, отражали ее стремление играть активную роль в международных отношениях. Россия Владимира Путина не хотела стоять в стороне от мировых проблем. Она хотела, чтобы ее голос был слышен по всем вопросам, имеющим решающее значение для человечества.

Сегодня во внешней политике России наблюдается одна очевидная тенденция: она последовательно проявляет уверенность в себе. Совсем не так было во времена Бориса Ельцина, когда Россия под его руководством молчаливо смирилась с бомбардировками Югославии Организацией Североатлантического договора (НАТО) в середине 1990-х годов. Последние дипломатические инициативы России также отражают ее позицию, согласно которой ООН является единственным органом, который, в соответствии с международным правом, уполномочен решать вопросы международной стабильности и безопасности, такие, как, например, объявление войны. В отношении разоружения Ирака Москва настаивала на центральной роли ООН. Вероятно, именно угроза России и Франции применить право вето могла воспрепятствовать внесению второй резолюции по Ираку, в которой предусматривалось одобрение войны в Ираке. В качестве последней попытки предотвратить войну и человеческие страдания г-н Путин направил бывшего премьер-министра Евгения Примакова в Ирак с тем, чтобы он убедил Саддама Хусейна добровольно уйти в отставку в интересах своего народа. Однако выполнить эту задачу не удалось.

Даже после начала боевых действий президент Путин еще раз призвал американо-английскую коалицию немедленно остановить войну и найти политическое решение проблемы в рамках ООН. Тем временем, война вызвала дискуссии в самой России. Внешнеполитический истеблишмент России оказался расколотым. На одном фланге просто осуждали американскую военную акцию. Г-н Путин назвал войну "большой политической ошибкой". Он опасался нарушения баланса в области глобальной стабильности и международного права. Премьер-министр Михаил Касьянов высказал сожаление, что иракский кризис начал решаться без одобрения Совета Безопасности ООН. На другом фланге министр иностранных дел Игорь Иванов резко выступил против военной акции, назвав ее незаконной, несправедливой и разрушительной. Он также поставил вопрос: "О какой демократии говорят Вашингтон и Лондон, когда они навязывают демократические принципы иракскому народу, разрушая его страну?"

Руководитель думского комитета по обороне Андрей Николаев высказал сожаление, что эта военная акция подразумевает поражение и развал ООН. Однако одновременно с критикой большое внимание уделялось тому, чтобы не были разрушены основы сотрудничества в рамках обширных американо-российских отношениях.

Заместитель министра иностранных дел Юрий Федотов придал дискуссии перспективу, сказав следующее: "Мы не исповедуем антиамериканизм. Мы обращаемся к Соединенным Штатам как к партнеру и искренне предупреждаем их о том, что они делают ошибку. Эта ошибка может иметь чрезвычайно серьезные последствия". В совпадающем по идее заявлении г-н Путин сказал, что поражение США в Ираке не будет соответствовать интересам России. По сравнению с занимаемой ранее более резкой дипломатической позицией, в целом реакция России на войну была спокойной и осторожной.

Такие мягкие оценки войны вполне понятны. России приходится искать середину между укрепляющимися отношениями с США, с одной стороны, и своими региональными интересами, с другой. На кону стоят жизненно важные интересы, которые требуют проведения реальной политики. С точки зрения России, продолжение взаимоотношений с Соединенными Штатами абсолютно необходимо.

По мнению российских экспертов, взаимоотношения с США требуют дальнейшего развития. Это объясняется тем, что угроза международного терроризма не устранена, и сохранение антитеррористической коалиции является необходимым. Во-вторых, Россия и США, являясь крупнейшими ядерными державами, несут ответственность за сохранение мира. Для достижения этой цели необходимо остановить распространение ядерного оружия и средств его доставки. Эти вопросы глобального мира и безопасности должны решаться коллективно, с тем, чтобы достичь эффективного долгосрочного решения.

Помимо этих глобальных вопросов, требующих конструктивного подхода на двустороннем уровне, большое значение имеет и американо-российское экономическое сотрудничество. Америка является крупнейшим экономическим партнером России. В 2002 году объемы взаимной торговли достигли 9,2 миллиарда долларов США. Прямые американские инвестиции выросли на 30 процентов.

В настоящее время неясно, будет ли Россия играть какую-либо роль в восстановлении Ирака. Возможно, что ее поддержка будет востребована в ходе реализации этой гигантской задачи. Традиционно дружественные отношения России с Ираком могут оказаться полезными при выработке будущей стратегии. Например, ее опыт в Афганистане оказался полезен силам коалиции. Кроме того, Россия имеет существенные экономические интересы в Ираке, который должен ей около 8 миллиардов долларов. Имеются так же сведения, что российские нефтяные компании заключили прибыльные нефтяные контракты в Ираке, и теперь их выполнение будет зависеть от коалиционных сил.

На региональном уровне ситуация претерпела значительные изменения. Данный регион имеет огромное геополитическое значение для России, хотя Ирак и не входит в зону ее прямых стратегических интересов. Однако присутствие США и их союзников в Ираке в сочетании с военным присутствием в Средней Азии и Афганистане создает для России нестабильную, тревожную ситуацию. Южные окраины и прилегающие территории всегда являлись источником беспокойства для России, а изменившаяся ситуация ставит ее пред лицом новых угроз и затрагивает ее интересы в сфере безопасности.

Хотя война в Ираке столкнула Россию с новыми трудностями, она также предоставила ей новые возможности. Ее отношение к иракскому кризису и к войне благотворно повлияло на долгожданный референдум по конституции Чеченской республики. Уставшие от войны чеченцы, стремясь к миру и стабильности, подавляющим большинством проголосовали за сохранение республики в составе Российской Федерации. Возможно, из-за того, что позиция России по Ираку расценивалась как происламская. Россия также смогла контролировать своих мусульман, составляющих 15 процентов населения страны, которые были недовольны тем, что их единоверцы подвергаются страданиям и невзгодам. Председатель Совета муфтиев Равиль Гайнуддин сообщил, что тысячи мусульман России были готовы отправиться добровольцами в Ирак для борьбы против Америки. Страх перед возобновлением террористической деятельности и сообщения об активизации "Аль-Каиды" заставили некоторые страны региона обратить свои взоры на Россию в поисках защиты.

Еще одним благоприятным для России событием стал тот факт, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан может потерять придаваемое ему огромное значение. Возник новый альянс, включающий в себя Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Беларусь и Армению - Организация Договора о коллективной безопасности. 28 апреля этого года президенты шести стран встретились в Душанбе и объявили о ее создании. Значение этого альянса, время и место его формирования нельзя недооценивать. Подводя итог, можно сказать, что позиция России по Ираку принесла ей смешанные результаты.