Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Саммит в Эвиане: будущее России и "Большой Восьмерки"

Никто не сомневается, что клуб в формате "Большой Семерки" или "Большой Восьмерки" будет существовать и в 21-м веке. Однако абсолютно не ясно, останется ли Россия в числе его членов после встречи в Эвиане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Большая Восьмерка", кажется, остается единственной крепостью международных политических институтов, которая пока еще не прошла через испытание в связи с иракской войной. Это испытание состоится в следующем месяце во французском курортном городе Эвиан, где впервые с начала иракского кризиса соберутся вместе лидеры США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и России.

28 мая 2003 года. "Большая Восьмерка", кажется, остается единственной крепостью международных политических институтов, которая пока еще не прошла через испытание в связи с иракской войной. Это испытание состоится в следующем месяце во французском курортном городе Эвиан, где впервые с начала иракского кризиса соберутся вместе лидеры США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и России.

Откровенно говоря, сегодня, после того, как было сломано столько копий и сказано столько резких слов, даже трудно себе представить лидеров вышепоименованных стран за одним столом. Это особенно справедливо, если вдруг президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) выберет прямолинейный подход: наказать Францию, проигнорировать Германию и простить Россию.

Ясно, что никто не вправе ожидать от этого саммита каких-то прорывных решений. Встреча ожидается исключительно трудной. Впервые лидеры "Большой Восьмерки" не станут обсуждать такие глобальные проблемы, как реструктуризация долгов бедных стран или глобальная борьба со СПИД'ом, а вместо этого займутся собственными острыми экономическими проблемами, в первую очередь, обеспечением экономического роста.

Планируется, кроме того, обсудить вопросы глобальной безопасности и борьбы против международного терроризма, которые, как ожидается, вызовут еще большие, чем экономика, споры. Потребуется огромный самоконтроль всех участников, чтобы этот саммит не превратился в скандал.

Единственный "безопасный" для обсуждения вопрос затрагивает выплату или реструктуризацию иракского долга. Но даже этот вполне "невинный" вопрос может сделать несчастной Россию. Москва неохотно соглашается на обсуждение данного вопроса вне рамок Парижского клуба. Она выступает против прощения иракского долга, уговаривая Францию и Германию поддержать ее позицию.

Президент Путин, должно быть, чувствует себя накануне саммита в Эвиане очень неловко. Россия является самой уязвимой из всех участников саммита при обсуждении экономических вопросов. Наивно даже думать, что кто-нибудь всерьез станет принимать во внимание как значительную силу в глобальной экономике страну, чья национальная экономика даже меньше, чем экономика американского штата Калифорния.

В Эвиане России предстоит справиться с двумя вопросами: во-первых, г-н Путин всерьез озабочен затягиванием вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО); во-вторых, он намерен внести в повестку вопрос о росте угрозы российской безопасности от притока в страну наркотиков из Афганистана. Но, как всем понятно, оба этих вопроса имеют несущественное значение для остальных участников саммита.

Однако настоящей заботой российского президента является то, что, если обсуждения сфокусируются на экономических делах, всему миру станет ясно, что Россия практически ничего не может предложить и не может внести никакого вклада во встречу "Большой Восьмерки". Ведь ей предоставили возможность войти в этот клуб по настоянию Джорджа Буша-младшего просто "за хорошее поведение".

И сегодня не совсем ясно, захочет ли "друг Джордж" и дальше терпеть своего нелояльного дружка в столь эксклюзивном клубе, или же "Большая Восьмерка" трансформируется обратно в "Большую Семерку"? Будет еще хуже, если члены этого клуба пригласят туда вместо г-на Путина китайского президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao). У Китая куда больше оснований быть членом этого клуба, чем у России. Пока что понятие, что Америка намерена "простить" Россию, остается не более чем слухом.

Однако что действительно поразительно, так это то, что Россия и после окончания войны в Ираке продолжает торпедировать нормализацию отношений с Вашингтоном. Свежим примером подобной "мудрой" политики стал исход "рабочих консультаций" президента Путина и британского премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair). Все те резкие слова, которые г-н Путин высказал г-ну Блэру, в действительности адресовались г-ну Бушу-младшему, а это значит, что Кремль был готов рисковать, раскрывая свою позицию накануне прибытия президента США в Санкт-Петербург. Ведь, в конце концов, представляется исключительно маловероятным, что американский президент захочет снова "заглянуть глубоко в глаза и увидеть душу" своего российского коллеги.

Никто не сомневается, что клуб в формате "Большой Семерки" или "Большой Восьмерки" будет существовать и в 21-м веке. Однако абсолютно не ясно, останется ли Россия в числе его членов после встречи в Эвиане.