- Появились неофициальные сообщения о том, что Владимир Путин якобы пообещал прекратить поставки Ирану, пока руководство этой страны не подпишет дополнительный протокол с МАГАТЭ. Если это так, то почему такое заявление сделано только сейчас? Что изменилось?
- Раньше была другая ситуация. Россия, наученная иракским опытом, понимает, что ей нужно делать какой-то выбор - или присоединяться к антиамериканской фронде, или понять, что хочет Америка в мусульманском мире, и в частности в Иране. Поэтому в этом отношении Россия предпринимает то, что, во-первых, от нее давно ждали, и, во-вторых, это доказывает, что Россия в принципе, во всяком случае, по Ирану, будет делать выбор в пользу Америки.
- Вы считаете, что Путин мог сказать такое?
- Я в этом почти уверен.
- Именно так нужно понимать слова российского президента (цитирую): «Мы будем строить сотрудничество с другими странами, исходя из того, насколько они проявляют готовность подчинить свои программы контролю МАГАТЭ»?
- А министр иностранных дел Ирана уже сказал, что они уже готовы, чтобы их атомная программа полностью контролировалась МАГАТЭ.
- Значит, Иран готов подписать дополнительный протокол?
- Они с нами и с МАГАТЭ должны подписать этот протокол в июне. То есть это все на самом деле должно быть очень быстро.
- И после этого в Иран приедут контролеры и найдут их ядерную военную программу?
- Во-первых, само количество центрифуг по этой военной программе называется самое разное. Потом там необходимо какое-то топливо, а Россия сейчас очень жестко сказала, что если не будет подписан протокол о том, что Иран будет отдавать отработанное топливо из Бушера в Россию, то там ничего не получится. Откуда брать сырье? Между прочим, сырье могло идти и из Пакистана, который, как известно, американский друг. Но в любом случае, я думаю, что военная ядерная программа Ирана блокирована. Вот это самое главное. Каким образом, это уже потом может быть предметом спекуляции.
- Иными словами, Иран говорит правду, когда заявляет, что не занимается военными ядерными делами?
- Я допускаю, что они занимались, но как? Они могли готовить специалистов, они где-то могли накапливать сырье, но этого всего не достаточно, для того чтобы представлять какую-то угрозу в обозримом будущем. Тут важен принцип - остановить распространение ядерного оружия.
- Значит Иран сделал выбор тоже в пользу нераспространения?
- Безусловно, потому что никто не хочет, во-первых, связываться с Америкой после Ирака. Во-вторых, эти разговоры о том, что национальная атомная бомба позволяет что-то диктовать, это - в общем так. Но пока она будет создана, можно обжечься.