Финскую сторону волнуют проблемы развития торгово-экономического сотрудничества и безопасность мореходства в Финском заливе. После этого российско-финские переговоры будут перенесены в Хельсинки, куда уже в ближайший вторник, 10 июня, планирует вылететь министр иностранных дел России Игорь Иванов, который встретится и с финским президентом Тарьей Халонен, и с новым премьером Аннели Яааттеенмяки, и со своим коллегой Эркки Туомиоей. А на прошлой неделе гостем Финляндии в рамках молодежного форума «Балтийская звезда» была супруга российского президента Людмила Путина. Первую леди России принимала глава государства Тарья Халонен и назвала личным другом.
Тем не менее, на неофициальном уровне российско-финские отношения обсуждаются в другом контексте. Причем речь, скорее, идет даже не о политическом или экономическом диалоге двух стран, где пока все в порядке, а именно об отношении Финляндии к России, которое на определенном этапе стало меняться в худшую сторону. Надо сказать, «негатив» заметили не только в Москве, но и в столицах государств Евросоюза. В неофициальных беседах в дипломатической среде на это намекали представители Греции, которая ныне председательствует в ЕС, а затем и Италии, которая после Греции возьмет председательство на себя. Этим государствам наблюдать за возникающими в ЕС и вокруг него аномалиями положено по штату. Однако заговорили о неожиданно появившихся в изречениях финских политиков и официальных лиц неприятных для России нотках одновременно во многих европейских столицах и штаб-квартирах международных организаций.
Суть в том, что не так давно на фоне, как уже говорилось, в целом поступательного развития российско-финского сотрудничества Финляндии вдруг резко стала отходить от провозглашенного ею ранее принципа поддержки интеграции России в объединяющуюся Европу. Это выражалось, например, в искусственном торможении процесса введения взаимного безвизового режима передвижения граждан России и стран Евросоюза. Если говорить о том, что Москва добивалась начала этого движения в сложной обстановке, - далеко не все страны этот процесс приветствовали, - то меньше всего аплодировали этому именно в Хельсинки. После того, как продвижение к безвизовому общению стало в принципе общей целью для России и Евросоюза, финны не пожелали отнестись к этому с пониманием. Этим дело, однако, не ограничилось. В Хельсинки с подчеркнутым неприятием относятся к предложениям Москвы добиваться совершенствования механизмов партнерства с ЕС, игнорируют российские интересы в связи с расширением Евросоюза, под предлогом предотвращения вредного влияния на окружающую среду требуют от России отказаться от расширения портовой инфраструктуры и увеличения объемов перевозок нефти в Балтике. Финны не являются сторонниками вступления России в ВТО. Более того, финские политики и СМИ порой берут на себя смелость высокомерно и назидательно поучать российскую сторону чуть ли ни от имени всего Евросоюза, хотя прав таких Финляндии никто не давал. Все это насаждает атмосферу недоверия.
На вопросы о том, в чем причина столь резкого изменения, в странах Европы разводят руками. Более того, это явное и не очень объясняемое упрямство вызывает даже раздражение финских партнеров по Евросоюзу. По их мнению, финская сторона вступает в противоречие с мнением большинства стран ЕС, и таким поведением, кроме вреда, себе ничего не принесет. Такое поведение финнов после многолетних доверительных добрососедских отношений вообще может показаться необъяснимым.
История взаимооотношений России и Финляндии непроста и интересна. Финляндия, как известно, была протекторатом Российской империи, а затем в российско-финской «зимней войне» сложили головы как русские, так и финские парни. История эта сложная и противоречивая, но это не значит, что из нее нужно черпать только негатив: обижаться на сегодняшнюю Россию за действия бывших царей или Иосифа Сталина. Можно ведь вспомнить и о том, что самостоятельность Финляндии дал Владимир Ленин, что 1 августа 1975 года именно в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и фактически была создана нынешняя Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). А ведь принципы ОБСЕ призывают к сотрудничеству и взаимопониманию, а не к конфронтации.
Да и повода для ссоры у нас нет. Финляндия в числе крупнейших десяти инвесторов в российскую экономику, серьезно развивается региональное сотрудничество, имеется полное совпадение внешнеполитических подходов по вопросам приверженности нормам международного права. Остается надеяться, что похолодание временное, и это недоразумение разрешится.