Игорь Иванов 10 июня в Хельсинки планирует провести насыщенные переговоры с президентом Финляндии Тарьей Халонен, с новым премьером Аннели Яааттеенмяки, которая за день до этого впервые побывала в Москве, и со своим коллегой Эркки Туомиоей. Москва в последнее время находится в недоумении в связи со слишком жесткой позицией Финляндии при решении вопроса о продвижении к безвизовому режиму между Россией и Евросоюзом. Эта позиция по сути самая жесткая по сравнению с другими странами ЕС. По тем же не очень понятным для Москвы причинам, финны не очень хотели бы видеть Россию членом ВТО, они испытывают страх получить экологические проблемы в связи с перевозками по Балтике российской нефти. Достижение взаимопонимания в этих вопросах будет одной из главных целей российско-финских переговоров.
Ну, а если оценивать российско-финские отношения в целом, то они выглядят достаточно прилично, и в России очень ценит взаимовыгодное сотрудничество с Финляндией. Особенно это касается экономики.
Финляндия входит в первую десятку наших торговых партнеров с товарооборотом в 2002 году - около 7 млрд евро при положительном сальдо для России в 470 млн евро. Российско-Финляндская Межправительственная комиссия работает активнее по сравнению с аналогичными комиссиями других стран. Финляндия также устойчиво держится в числе десятки самых крупных иностранных инвесторов. Объем финских инвестиций в России за первые три квартала 2002 года - 500 млн долларов при условии, что за весь 2001 год было инвестировано 283 млн долларов. Приоритетные сферы сотрудничества двух стран - телекоммуникации, лесное хозяйство, металлургия, строительство, пищевая промышленность. Партнеры намерены расширять производственную кооперацию, создавать импортозамещающие производства в России с участием финского капитала.
Что касается подходов России и Финляндии во внешней политике, то степень их совпадения очень высокая. Это касается приверженности нормам международного права, основополагающей ответственности ООН и ее Совета Безопасности за поддержание мира и стабильности, борьбы с терроризмом, противодействия распространению ОМУ.
На заседании СГБМ Россию будет в первую очередь интересовать изменение ситуации в балтийском регионе в связи с расширением Евросоюза, потому что в ходе этого расширения в Совете будут превалировать страны ЕС и их точка зрения. Может сложится впечатление, что эта организация при расширении ЕС потеряет сое значение, однако Россия придерживается иной точки зрения. Для Москвы СГБМ - важный элемент формирования новой архитектуры на континенте, где большую роль может сыграть и программа ЕС «Северное измерение». Главное для России и других стран - решать конкретные проблемы региона совместными усилиями на основе коллективной ответственности и в рамках нескольких конкретных и реальных проектов.
Российская сторона выступала в пользу сохранения института Комиссара СГБМ по демократическому развитию, который в числе прочего наблюдал бы за защитой прав нацменьшинств в странах Балтии, где, по мнению российской стороны, до сих пор не все в порядке. Однако мнение России не получило поддержки у большинства стран-членов СГБМ. Москвой было принято решение не возражать против управзднения этого института в конце года, но поручить заниматься вопросами нацменьшинств Рабочей группе СГБМ по демократическим институтам. Такое решение должно быть принято на этой сессии. Будет также продлена на три года программа «Еврофакультет - Калининград» в Калининградском государственном университете, позволяющая россиянам получать образование по европейскому образцу.
В завершении визита в Финляндию Игорь Иванов проведет переговоры со своими коллегами из Латвии и Эстонии, а также встретится с соотечественниками, после чего вернется в Москву.