Известно, что республиканец Джордж Буш с огромным трудом выиграл прошлые выборы, и сейчас демократы предпринимают огромные усилия для снижения его рейтинга до минимума, что, разумеется, президенту нравиться никак не может. Бороться же с демократами внутри страны Бушу помогают его внешнеполитические, в том числе и силовые акции в рамках войны с международным терроризмом.
Джорджу Бушу после выборов в 2000 году был нужен серьезный толчок для укрепления своего авторитета внутри страны. И первоначально ставка была сделана на внутриэкономические интересы. Именно поэтому американцам было обещано, что в короткие сроки с кризисом будет покончено и устойчивое развитие будет американской экономики обеспечено. Однако прорыва в экономике не получилось, и вовсе не потому, что команда нынешнего президента в этом смысле слаба, а по объективным причинам. Уж больно много разного рода не зависящих от Буша факторов, которые иногда называют «сезонными», пришлось именно на период его президентства. Иной президент вообще ничего не делает, а экономика растет как на дрожжах за счет ранее созданных резервов и удачно сложившейся конъюнктуры. У Буша все получилось наоборот. Поэтому и ориентир для увеличения своей популярности среди американцев ему пришлось поменять - вместо экономики он взялся за реализацию внешнеполитических акций.
Сделать эту кампанию убедительной "помогли" трагические события 11 сентября 2001 года. Американская трагедия способствовала тому, что Буш фактически весь срок своего пребывания у власти был вынужден воевать с терроризмом, мстить за погибших в Манхеттене. Именно эта борьба стала судьбой президента, его главным предназначением. Экономика ушла на второй план. Американский народ единодушно поддержал Буша в благородной цели отмщения за невинно пострадавших в результате терракта. Сам факт стремления к этой цели уже невероятно усилил авторитет президента. Еще не было никаких дел и результатов, были только воззвания, речи, планы и приготовления, но рейтинг главы Белого дома поднялся до высшей отметки - его поддерживало более 80% американцев. При таком скачке популярности очень сильно возрастает задача не растерять приобретенный успех, удержать популярность до следующего голосования.
«Держать планку» до следующих выборов предстояло ровно три года. Срок немалый, если учесть, что американцы ждали быстрых и эффективных результатов. А таковых можно было добиться только проведением эффектной военной кампании против виновников террористических актов. И тут возникает серьезная «закавыка», потому что найти главных конкретных виновников быстро, не представляется возможным. Для этого нужно проводить тщательное, длительное и очень сложное расследование на территории многих стран. У Буша резерва времени не было, и он принимает единственно возможное решение - ударить не по конкретному врагу, а по терроризму вообще. Глава Белого дома принимает вызов международного терроризма, объявляет ему войну и наносит удар по наиболее известному в мире центру сосредоточения террористов - Афганистану. Заодно свергается и режим талибов, а стране предлагается встать на демократический путь развития. При этом американцы оседают в Афганистане. Они говорят, что остаются там временно, но ведь известно, что нет ничего более постоянного, чем временное. Присутствие в регионе - тоже очень важное решение для укрепления рейтинга, а американцы, как гласит история, если уж приходят, то уже не уходят.
Уже в ходе блестяще проведенной афганской кампании политические стратеги Буша создали схему, которая может помочь удержать популярность лидера до следующих выборов. Схема проста: борьбу с терроризмом необходимо превратить в борьбу с антидемократическими режимами, от которых постоянно исходит угроза обладания оружием массового уничтожения (ОМУ), которая является не только угрозой для США, но и для мира в целом. Таких стран немало. Ирак, Иран, Северная Корея и Сирия стоят в первом ряду, и уже этого списка вполне хватит, чтобы продержаться до осени 2004 года, когда американцы будут решать, за кого им проголосовать - вновь за республиканца Буша-младшего или за кандидата от демократической партии. Главное достоинство схемы в том, что при ее реализации совсем не обязательно достигать конкретных результатов: уничтожать или арестовывать главных террористов, находить улики преступной (террористической) деятельности недемократического режима против других стран, не на словах, а на деле поставить страну на демократический путь развития. Ничего этого делать не нужно, по крайней мере сразу - ведь всегда есть доводы: чтобы достичь каких-либо конкретных результатов, нужно время. Поэтому главным отчетным итогом реализации такой схемы становятся два момента: сам факт ведения войны с терроризмом и молниеносные победные военные операции. Эти два результата были налицо и становились долгоиграющими.
Придуманная схема в основе своей до сих пор исправно работает, несмотря на отсутствие конкретных результатов. Об Афганистане, - где до сих пор продолжается сопротивление талибов и где до демократии далеко, а наркотрафик лишь усилился, - уже забыли. Об Ираке, - где все еще не сформировано правительство, продолжается сопротивление бывшего режима, где никак не найдут ОМУ, - тоже начинают забывать.
Администрация Буша, следуя схеме, начинает разыгрывать сценарий применительно к следующим странам, среди которых на первом месте стоит Иран. В отношении Ирана Вашингтон делает постоянные заявления, вплоть до давления на Россию, побуждая ее таким образом склонить Иран к подписанию дополнительного протокола к Договору по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО). После этого в Иран устремятся контролеры МАГАТЭ, и уже сейчас в Вене на заседании Совета управляющих МАГАТЭ главный вопрос повестки дня - нарушения Ираном обязательств по соглашению о гарантиях в связи с ДНЯО. С докладом по этому вопросу выступит известный человек - генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадей.
В то же время по Ирану активно работает американская разведка. Именно благодаря разведданным США миру стало известно, что Пхеньян на самолетах, скрытно от США, через воздушное пространство Китая и республик Центральной Азии осуществляет Тегерану поставки ракет «Нодон». Мало этого, у американцев возникает предположение, что в этих самолетах одновременно поставляется плутоний, обогащенный уран, а также биологическое и химическое оружие. Одновременно Буш позволяет себе позитивно отзываться о благих намерениях бунтующих в Тегеране студентах... Что, в свою очередь, побуждает иранцев обвинять американскую разведку, да и самого Буша во вмешательстве во внутренние дела и в разжигании антиправительственных настроений в Иране.
Таким образом, налицо все атрибуты проверенной схемы. Все приблизительно так же, как было в Ираке: есть данные разведки о наличии в Иране ОМУ, режим Ирана - недемократический, о чем свидетельствуют выступления недовольных студентов и их аресты. Та же разведка постоянно твердит о том, что все именитые иракцы сбежали и отсиживаются в Иране, что все компрометирующее иракцев ОМУ они перевезли в Иран. Уже намечена связка, правда, вновь предположительная, Ирана и Северной Кореи, - последняя, впрочем, тоже стоит на очереди.
Когда Вашингтон утверждает, что не собирается проводить военную операцию в Иране, он, может, даже и не лукавит. Сейчас для разнообразия можно немного и отступить от схемы. Для США достаточно просто пошуметь вокруг ядерной программы Ирана и Северной Кореи, посеять тень сомнения и начать работу по проверке добытых разведкой фактов. Уже сегодня в МАГАТЭ под давлением США выражают озабоченность теми нарушениями, которые допустило иранское руководство, а Вашингтон в связи с этим заявил о «глубокой озабоченности состоянием ядерной безопасности в Иране» и уже планирует решить вопрос о санкциях против Тегерана, в том числе и экономических». Впрочем, все действительно очень похоже на Ирак, а заверения США о том, что они не собираются осуществлять силовое вмешательство, может быть изменено в любой момент в зависимости от обстоятельств или от новых данных разведки. И удар вполне может состояться. Этого опасаются соседи Ирана. Например, в Грузии и в Азербайджане считают вполне возможным размещение опорных военных баз США на территории этих стран в случае проведения операции в Иране. А это чревато ответным ударом Ирана по территории этих стран.
Падению авторитета Буша по разыгрываемой им схеме пытаются способствовать его противники из демократической партии США. Они решительно обостряют в конгрессе полемику о достоверности данных разведки по наличию в Ираке ОМУ, которое так и не найдено. Именно на это напирают демократы, пытаясь опустить Буша и выдвинуть своего кандидата вперед. Но при этом критика направлена в адрес Буша опосредованно, через разведку. Обрушиваться непосредственно на президента - всеми признанного борца против международного терроризма, - демократы боятся, так можно напортить себе. Поэтому напрямую им нынешнего президента, скорее всего, не достать. На руку Бушу сыграли и его отношения с Россией, которые ему в силу обстоятельств удалось сохранить при себе. И это тоже было мудрым решением команды нынешнего президента. Что касается экономики, то и здесь у демократов мало шансов серьезно повлиять на рейтинг главы Белого дома. Эксперты утверждают, что американская экономика, конечно, хромает, но потихоньку начинает выправляться. Глядишь, к выборам и совсем хромать перестанет, и это добавит в копилку Буша новые голоса.
Многое в ходе предвыборной кампании будет зависеть и от того, кто из демократов на этот раз будет противостоять Бушу. Многое зависит от личности и от раскрутки кандидата. Непосредственно к выборам, когда на карту будет поставлено все, Бушу, разумеется, грамотно, и косвенно, и напрямую, припомнят все его оплошности в Афганистане, в Ираке и в Иране, но обрушить его популярность резко вряд ли удастся. Для этого либо Буш должен сделать очень серьезную ошибку, либо должна устареть или вообще перестать работать созданная им схема. На это демократы и надеются, этому и способствуют.