- Год назад Совет Безопасности под нажимом США впервые принял такую резолюцию. В нынешнем году ситуация в значительной степени повторилась, с той разницей, что за нее отказались проголосовать союзники США - Франция и Германия, а также Сирия. Прокомментируйте подход Соединенных Штатов к этой проблеме.
- Позиция США по отношению к Международному уголовному суду очень негативная. А с политической точки зрения она просто ужасная. Несмотря на то, что 70-80 стран уже ратифицировали статут суда, Вашингтон не собирается присоединяться к этому важному международному договору - даже если кто-либо обвинит американских солдат в совершении преступлений в странах, которые ратифицировали этот статут. США заняли позицию, согласно которой они оказываются вне закона. Вашингтон также приложил усилия к тому, чтобы превратить ООН в инструмент вывода своих миротворцев из-под юрисдикции Международного уголовного суда.
- В числе тех двенадцати стран, которые проголосовали «за», была и Россия. Как Вы думаете - почему?
- США сегодня - самая могущественная страна в мире. Уже поэтому многие страны голосуют вместе с ней. Так же как в свое время бывший Советский Союз, США сегодня могут сказать: голосуйте вместе с нами, или будут нежелательные для вас последствия. Будучи тоже могущественной страной, а также государством, не ратифицировавшим статут суда, Россия дает понять, что не хочет, чтобы ее граждане подпадали под международную юрисдикцию. Возможно, что Москва проголосовала в Совете Безопасности ООН в пользу этой резолюции по тем же причинам, что и США.
- Склонны ли Вы квалифицировать результаты этого голосования как очередной серьезный раскол в Совете и в целом в международном сообществе? Не напоминает ли это Вам ситуацию накануне войны в Ираке?
- Конечно, это напоминает мне ситуацию вокруг Ирака. Это же голосование напоминает мне о способности США получить то, чего они добиваются. Международный уголовный суд не был бы в состоянии выполнить то, чего требовали США. В этих условиях администрация перенесла схватку в Совет Безопасности. Это еще раз напоминает нам, что у Вашингтона есть множество возможностей для выкручивания рук. Конечно, 12 стран все же проголосовали «за» резолюцию, так что налицо существенное отличие от ситуации с Ираком. Кроме того, отличие состоит в том, что это значительно менее серьезный предмет для голосования. Ведь при обсуждении Ирака речь шла о том, следует ли начинать войну. Впрочем, если бы тогда состоялось голосование по Ираку, Франция и Германия были бы теми двумя крупными государствами, которые бы голосовали против.
Так что в известной степени налицо такой же раскол. Вопрос состоит в том, могут ли такие могущественные державы, как США, попросту игнорировать международное правосудие. Ведь международное правосудие и международная ответственность критически важны для мира. Таковыми их, во всяком случае, считают многие страны, в частности, Франция и Германия. Они также считают очень важным сохранение дееспособности ООН. Однако, как видим, Соединенные Штаты прибегают к ООН лишь тогда, когда уверены в победе - как случилось с этой резолюцией. И игнорируют ООН, когда считают, что проиграют, как в случае с Ираком.
- Что на практике означает такая позиция США по отношению к Международному уголовному суду?
- Сейчас США делают все, чтобы подорвать легитимность этого Суда. Плюс они демонстрируют, как они могут контролировать ООН, доминировать в организации. С нашей точки зрения, нынешнее развитие событий означает, что этот суд будет использоваться против граждан из более бедных стран, а также против стран третьего мира в целом, а не против более богатых стран, граждане которых совершили столько же, если не больше преступлений, чем граждане других стран. Например, никто не расследует роль американских солдат в Ираке, но можно не сомневаться: будет множество расследований того, что сделали иракские солдаты. Именно граждане бедных стран ощутят на себе всю тяжесть юрисдикции международного суда.
- США угрожали заблокировать всю миротворческую деятельность ООН, если бы Совет Безопасности ООН не принял эту резолюцию. Реалистично ли это?
- О, да! Сегодня администрация ведет жесткую игру. У власти стоят те, кто считает, что действовать надо именно так. Это - сторонники войны. Они верят в силу и не верят в дипломатию. Поэтому они угрожают, как в случае с Ираком. Они сказали: война все равно будет. Этих людей надо воспринимать всерьез. Я верю в то, что США заблокировали бы миротворческие операции ООН. Эти люди не любят шутить. И для всех нас это опасная ситуация.