На этот раз глава внешнеполитического ведомства Японии уделит основное внимание проблемам торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Традиционной островной проблематики, внешней политики как таковой, очевидно, будет меньше.
Прежде всего, в этой связи стоит уточнить, что во Владивостоке в упомянутые дни пройдет не заседание российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, как об этом часто пишут и говорят в российских и иностранных СМИ, а встреча сопредседателей этой комиссии. Это будет плановое мероприятие, которое проводится между сессиями комиссии. Само же заседание межправительственной комиссии должно состояться до конца текущего года - по графику в Токио.
В последнее время интенсивность встреч и переговоров между представителями России и Японии заметно возросла. В конце прошлого года прошло заседание межправительственной комиссии. В начале этого года состоялся визит премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в Москву. В мае Владимир Путин опять встретился с Коидзуми в Санкт-Петербурге. Достаточно интенсивно поддерживались контакты на уровне руководителей министерств и ведомств. Предстоящая встреча во Владивостоке продолжит этот ряд, и она, разумеется, свидетельствует о повышении переговорной активности между сторонами.
Чем характеризуются двусторонние контакты? Прежде всего отсутствием идеологической и военной конфронтации, взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. Достаточно напомнить, что Россия поддерживает кандидатуру Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН.
Однако, по-прежнему препятствием на пути к еще более активному взаимодействию является выдвижение Японией территориальных претензий на южные острова Курильской гряды. Не отвечают потенциалу двустороннего сотрудничества объем и динамика взаимной торговли, незначительные масштабы японских инвестиций в российскую экономику. Российская сторона не всегда эффективно использует возможности кредитно-финансового содействия Японии.
Но все же экономика постепенно начинает занимать все большее место в повестке дня российско-японских отношений, вытесняя островную тематику. И поэтому самый главный вопрос, который занимал внимание представителей СМИ на сегодняшней пресс-конференции - куда пойдет труба Восточного трубопроводного проекта: из Ангарска в Дацин или из Ангарска в Находку? Второй вариант, как известно, выгоден Японии. В этой связи стоит напомнить, что на днях президент России Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле заявил: каждый из этих маршрутов хорош по-своему, однако окончательного решения на этот счет пока не принято, вопрос на стадии рассмотрения. Он будет решен после скрупулезного и всестороннего анализа "экономической обоснованности и перспективности" этих двух проектов.
Естественно, что и российский вице-премьер говорил о том же, но при этом он сделал два важных замечания. Первое: стратегическое решение о выходе российского нефтегазового комплекса на азиатско-тихоокеанские рынки принято.Что чрезвычайно актуально для России, как с точки зрения региональной политики, так и с точки зрения эффективности экономических связей, перспектив экономического роста восточных регионов России.
Второе: направление проекта конкретизируется сегодня в виде проекта Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин. «Это тоже свершившийся факт», сказал Христенко. Детали же сегодня, по словам вице-премьера, еще находятся в проработке. Они состоят в достаточно простых вещах: должна быть завершена государственная экспертиза технико-экономического обоснования для выбора маршрутов, которая учитывает целый ряд обстоятельств. Это прежде всего состояние природной ресурсной базы Восточной Сибири, которая может быть использована в рамках проекта. Кроме того, необходимо понять динамику прироста запаса ресурса, чтобы, исходя из этого точно установить последовательность маршрутов нефтепровода.
При этом вице-премьер сделал акцент на экономической целесообразности. «Экономический прагматизм будет главным при принятии решения. Это - экономический проект, и он должен покрывать риски всех инвесторов, которые участвуют или имеют отношение к проекту. Как тех, кто добывает ресурсы, так и тех, кто вкладывается в организацию транспортировки ресурсов», - подчеркнул Виктор Христенко - «Никто не может диктовать решение исходя из альтруистических мотивов».
Смысл этих слов вполне можно отнести и к политической составляющей российско-японских отношений, хотя вопросы мирного договора и территориальные претензии японской стороны к России и не будут рассматриваться на предстоящей во Владивостоке встрече. Позиции сторон по этим проблемам известны, их отрабатывают в ходе переговоров на других уровнях.
«Российская сторона уважает те позиции, которые на сегодняшний день существуют. Безусловно, они должны учитывать и те обстоятельства, которые связаны с отношением к данным проблемам и японского, и российского обществ. Задача же на сегодняшний день - максимизировать возможные формы хозяйственного сотрудничества, в том числе и на Курильских островах. Вот эту тему можно и нужно обсуждать», - подчеркнул вице-премьер.